Странно, что такую важную тему подбросили нашему обществу летом, когда оно, разморённое зноем, менее всего склонно думать о поправках российских законов. Её бы выдать сразу после бархатного сезона. Допустим, к Дню учителя в качестве подарка. Вот тогда бы тема шарахнула, как стеклянная колба с диоксидом азота на уроке химии. Сразу притаились бы школьные хулиганы и перепугались их не в меру ретивые предки. Но в Госдуме, видимо, хотели слегка подогреть интерес к проекту «О внесении изменений в Закон «Об образовании в РФ». Как говорится, поддали пара для пиара. Не более.
Собственно, о чём речь? В конце июня стало известно, что зампред комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов готовит документы, касающиеся статуса педагогических работников и их защиты. Пресса, естественно, кое-что сообщила об ожидаемом «внесении» и некоторых поблажках для учителей. В частности, предлагается давать длительные отпуска с выплатой половины жалованья тем педагогам, которые отработали без перерыва десять лет. Для стимуляции желания и далее мотать срок «на строгом режиме» российских учебных заведений. Но не это главное. Важнее проявленная озабоченность низким положением учительства в социальной иерархии и недостаточной защищённостью от учащихся и родителей. Короче, интересный проект.
Его автор Шудегов - профессор и доктор физико-математических наук. Он точно знает, какова сейчас на вкус учительская пайка. Наверное, потому предполагает возвести педагогов в ранг представителей власти и заодно ужесточить наказания за оскорбление их чести и достоинства. Изменения могут коснуться статьи 47 упомянутого выше закона. По мнению парламентария, её необходимо «привязать» к Уголовному кодексу. По статье 319 УК РФ можно штрафовать или отправлять виновных на обязательные и исправительные работы сроком от шести месяцев до года. Подразумеваются, очевидно, родители, применившие насилие к учителю или оскорбившие его. Ответственность несовершеннолетних учащихся варьируется от выговора до исключения из школы и - в зависимости от тяжести проступка - всё тем же УК РФ.
Да, есть у нашего народа, кроме дураков и дорог, ещё одна беда - его личные детки. Они одичали совсем, не боятся ни чёрта, ни бога, ни Страшного суда. Ежегодно совершают более трёхсот тысяч преступлений! От некоторых кровь стынет в жилах. Законодатели могут уже до пелёночного уровня снижать возраст привлечения ребятишек к уголовной ответственности. Большинству из этих детей в голову никогда не придёт некрасовское: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! Ты нас гуманно мыслить научил…». Какой, к лешему, ещё гуманизм?!
В Новгородской области жил-был парнишка по кличке Карлик, лет пять-семь назад прославившийся на всю Россию убийством, изнасилованием, поджогом и прочими похождениями. И ведь ничего с ним сделать не могли - ни школа, ни полиция, ни правосудие. Правильно. А что с него взять? Ребёнок. Малолетка. До России из США уже докатился «американский синдром». Помните, прошлой зимой старшеклассник московской школы № 263 пришёл на уроки с оружием? Там он сначала взял в заложники своих однокашников, а потом застрелил учителя географии и полицейского. Сейчас, после психиатрической экспертизы в больнице имени Сербского, подросток находится под стражей и третьего августа, вероятно, узнает приговор себе. Понадеемся, что очень строгий.
Помножьте того деревенского карлика и городского стрелка на всю страну - получится сонмище! Неуправляемых беспризорников, хулиганов и маленьких исчадий ада расплодилось за годы построения «управляемой демократии», как во времена Гражданской войны. По «качеству жестокости» юные преступники значительно превосходят далёких предшественников и взрослых бандитов. Они безжалостнее и изощрённее. Откройте Интернет - юнцы выставляют видеоотчёты своих мерзких подвигов, бахвалятся друг перед другом. Украсть, запинать, прирезать - криминальная мелочёвка. Они не поддаются воспитанию в семье и перевоспитанию в школе.
Мне кажется странным, что власти так медленно осознают опасность бедствия, постигшего Россию. Я слышал отклики на инициативу Шудегова: мол, Виктор Евграфович прав на двести процентов, и за грубое оскорбление учителей надо быстро и строго наказывать детей и их родителей. Но скажите, как можно запретить «определённые формы поведения», выраженные в насмешках и поучениях, упрёках в некомпетентности? Допустим, попадёт под горячую руку правосудия дерзкий юнец, написавший едкую эпиграмму про учителя: «Вот карапузик наш, монах, поэт, писец и воин; всегда, за всё, во всех местах крапивы он достоин…», и пробкой вылетит из школы. А потом вдруг окажется, что это был «троечник» Сашка Пушкин - Солнце русской словесности.
Уверен, что скотские поведение и отношение к учительству трудно устранить или регламентировать. Нет, конечно, на бумаге можно законодательно запретить применение физической силы или публичное оскорбление при исполнении профессиональных обязанностей. Однако только буква закона не способна остановить поднятый над учителем кулак или заткнуть хамский рот. Обидчиков и без поправок Виктора Шудегова наказывают в соответствии с общегражданскими законами. Правда, статус и положение в обществе действительно пока не защищают учителя и не усугубляют вину преступников. На учительское звание судьи как будто вообще не обращают внимания. Тут нужно в дополнение к нормативным актам что-то ещё. Хотя бы молоко и «горячий стаж» за вредность.
Впрочем, не стоит шутить. Тема серьёзная. Я уже говорил и ещё раз скажу. Учителя - не холопы и не обслуга. У них святая миссия - нести свет знаний, вразумлять детей, сеять разумное, доброе, вечное. Вы хоть сто раз уравняйте их в правах с чиновниками государственной службы, местного самоуправления и сотрудниками правоохранительных органов! От перемены социального положения педагогов учащиеся и их родители не станут относиться к ним лучше. Скорее это даже навредит бедным учителям. Страна такая. Тут вечно «суровость законов умеряется их неисполнением».
У нас не коммунизм! В обществе потребления и равных возможностей человек человеку - не товарищ и брат, а волк и враг. Вы разве не замечаете этого? Есть категории граждан, которые для Закона святее самого Папы Римского, хотя на них воровского клейма негде ставить. И детям их позволено всё, до чего дотянутся руки. А ещё есть бедные и обнищавшие. Те, кто вместе с детьми мстит окружающим за своё вынужденное существование в «подлом сословии». Воспитывать надо взрослых. У них нет нравственных тормозов. И страха нет. Ни пред Законом, ни пред Богом. Дети копируют всё. Ну что такое школьный учитель, если родители ведут борьбу за выживание в условиях рынка? Одни - за кусок собственности, другие - за булку хлеба без масла. Это, к сожалению, унаследовано подрастающим поколением.
Да, а Виктору Шудегову и его соратникам по комитету стоило бы перед принятием «образовательных» законов внимательно читать классическую литературу. Чтобы не выводить особую породу людей типа диккенсовского Урии Хипа, которого в школе с утра до вечера обучали смирению, и больше ничему. Этому мерзавцу смирение - отвратительное, лицемерное и показное! - передалось по наследству от родителей. «Я видел жатву, - пишет Диккенс - но никогда не думал о посеве». Думайте, господа!
«Ваш ОРЕОЛ» № 28 от 9 июля 2014 г.