Украинский кризис и укрепление евро, фунта и швейцарского франка к валютам стран с развивающейся экономикой ударили по розничным продажам в крупных пересадочных узлах от Лондона до Франкфурта.

Произошло это из-за того, что меньше стали тратить русские, у которых бюджет на покупки вчетверо больше, чем у среднестатистического пассажира.

14 марта, через два дня после референдума в Крыму о присоединении к РФ, курс рубля снизился до рекордно низкой отметки в 51 рубль за 1 евро, а гривна относительно единой валюты подешевела за этот год на 30%.

Сильнее всего перемены сказались на торговле в России и на Украине, рассказал Пьер Виарно, глава российского направления гамбургской фирмы Gebr. Heinemann SE & Co., которая имеет 230 торговых точек в 61 аэропорту: «В Москве у нас существенно упала сумма чека на одного пассажира. В Киеве спад еще сильнее, почти на 50% по сравнению с прошлым годом».

У них «ненасытный аппетит к европейским предметам роскоши», - так охарактеризовал путешественников из России аналитик банка HSBC Эндрю Лоббенберг. Анке Гизен, член правления Fraport, компании-оператора аэропорта во Франкфурте-на-Майне, который является третьим по величине пересадочным узлом Европы, рассказала, что обычно «русские тратят на шопинг почти вчетверо больше среднего уровня».

В последнее время русские стали расставаться с деньгами «очень неохотно», признала пресс-секретарь цюрихского аэропорта Соня Цёхлинг. На «сильную девальвацию» рубля жалуются и в венском аэропорту, «чья бизнес-модель построена на воздушном сообщении с Россией и бывшими советскими республиками».

В парижском аэропорту «Шарль де Голль» выручка магазинов беспошлинной торговли в первом квартале просела, даже несмотря на то, что количество рейсов из Китая и России увеличилось. При этом немецкая Lufthansa AG, например, приняла решение сделать полеты на затронутые конфликтом территории более редкими, а то и вовсе отменить их.

Убытки аэропортов усугубляются тем, что они избрали продажи в магазинах ключевым элементом механизма формирования прибыли. Сейчас же над ретейлерами нависла новая угроза: 8 мая до самой низкой отметки за последние два с половиной года упал курс юаня. Между тем пассажиры из Китая по тратам в дьюти-фри опережают даже русских, оставляя там в 5,4 раза больше средней суммы.

Ричард Вейсс