С началом Великой Отечественной войны почти все советские писатели попросились на службу во фронтовые газеты. Тогда стало модным цитировать строки Владимира Маяковского «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо». Писатели имели в виду, что они своим словом будут поднимать дух красноармейцев, поддерживать в них веру в нашу победу. Наивные, немного приукрашивая наши успехи, они не знали, что придёт время и информационные войны будут в состоянии подменить реальный ход событий на полностью вымышленный.
Сразу после войны историкам захотелось воссоздать её историю по горячим следам. Мой научный руководитель профессор И. Разгон - тогда заместитель директора Института истории Академии наук СССР, лауреат Сталинской премии, родил эту идею и задумался об источниках будущего исследования. Все военные документы были ещё засекречены. И тут его осенило - эврика! - есть же сводки Совинформбюро, в которых скрупулёзно, день за днём отслеживался весь ход войны. Мой будущий шеф запряг сотрудников Института в обработку этих сводок. Но через некоторое время от этой идеи пришлось отказаться. Оказалось, что если верить Совинформбюро и сложить все потери немцев, то к декабрю 1941 года в вермахте не осталось ни одного танка, ни одного самолёта, а живая сила была полностью истреблена доблестной Красной Армией ещё в ноябре того же года.
Нынче такие приёмы кажутся детскими забавами, они не особенно влияли на ход событий и действительно были направлены лишь на поднятие морального духа солдат и населения. Другое дело - нынешние информационные войны, которые могут чёрное изобразить белым, которые призваны оправдать преступления, особенно на международной арене.
Мне довелось служить дипломатом на Кавказе в августе 2008 года. Посольство России в Тбилиси было уже давно закрыто, и мы в Ереване занимались и грузинскими вопросами. Когда ночью 8 августа Саакашвили двинул свои танки на Цхвинвал, то информационные агентства всего мира поразительно долго молчали. И это те самые хвалёные службы, которые гордятся, что всегда выдают информацию уже в первый час важнейшего события. А журналистов и операторов ТВ на Кавказе собралось к тому дню очень много: видимо, они знали о готовящемся. Но вот странно - нападение на спящий город и осетинские сёла длится и час, и два, и три, но все агентства молчат. Наши войска не вступают в дело из-за жестокого политического расчёта: мир должен сначала узнать об атаке грузинской армии и тогда будет понятна логика действий России. Но наши военные ждут уже и четыре, и пять и более часов, миротворческий батальон истекает кровью, гибнут мирные жители, но иностранные СМИ молчат. Однако только наш первый танк прошёл Рокский тоннель - в ту же минуту эфир взорвался: «Русские напали на Грузию!» - и ни слова о причинах этого, ничего о нападении грузин на Цхвинвал.
«Ваш ОРЕОЛ» № 26 от 25 июня 2014 г.