«Если дело дойдет до суда и в моей биографии появится судимость, я и дня не останусь в этом городе!» – по-кавказски горячится Леван Турманидзе. Известный омский предприниматель, руководитель компании «Летур» прокомментировал БК55 сообщение СУ СКР по Омской области о завершении расследования уголовного дела против него по якобы имеющемуся факту сокрытия от налогов.

Напомним, недавно с заявлением в СМИ выступил следователь 3-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Омской области Алексей Жеребилов. «Турманидзе, преследуя цель не допустить взыскания налоговыми органами недоимки по налогам, планируя получить окончательный расчет за реализованные участки от контрагентов в сумме 140 миллионов рублей, открыл новый счет своей организации, о котором не было известно налоговому органу и на который контрагент перечислил денежные средства в счет расчета за участки, – cформулировал суть обвинения следователь. – В этот же день Турманидзе перечислил всю сумму на расчетный счет другой своей организации, в которой он также являлся руководителем и израсходовал их впоследствии на погашение кредитных обязательств».

Леван Искендерович, что случилось? Как вы попали в такую историю?
– Мы не попали в историю, скорее, нас туда втянули.

Кто?
– Давайте обо всем по порядку. Мне нечего скрывать и нечего стыдиться, я готов откровенно рассказать, как было дело, и пусть ваши читатели рассудят сами, есть ли моя вина в этой истории.

Насколько я понимаю, речь идет о налогах после продажи участка у гипермаркета METRO C&C структуре Юрия Гуринова, контролирующего «ЗСЖБ №6»?
– Совершенно верно. Этот участок на Королева мы купили в 2011 году в Москве у Росимущества, тогда там был Учхоз №1, планировали строить там жилой микрорайон. Но, к сожалению, впоследствии не смогли найти достаточно средств для освоения участка. Банки дружно заявили, что ждут кризиса.

– Сколько вы заплатили Росимуществу?
– 88 миллионов, это не секрет, информация эта уже озвучивалась. Купили на кредитные деньги – помог ИТ-банк.

Кредит нужно было отдавать, поэтому вы решили продать землю Гуринову
– Да, летом прошлого года мы заключили контракт о продаже. По условиям договора деньги должны были отдать нам в течение пяти лет.

Не самые выгодные условия.
– Это же бизнес: иногда у тебя что-то получается, иногда – нет, это нормально.

– Так как же возникла эта злополучная ситуация с неуплатой налогов?
– Рассказываю, в октябре мы должны были по закону заплатить налог по этой сделке. Выполнить это мы не смогли, не потому что я такой безответственный предприниматель, а потому что покупатель с нами еще не рассчитался. Спасибо Юрию Гуринову, он вник в ситуацию и пообещал нам выплатить нужную для погашения налогов сумму раньше, чем было прописано в договоре, но это тоже были кредитные деньги, которые ему должны были перечислить в ближайшее время. Кредит в ИТ-банке мы с его помощью закрыли, на очереди была оплата налога. Причем обращаю внимание читателей и еще раз следственных органов: я все делал честно, ни от кого не прятался, не скрывался. Я, как добросовестный налогоплательщик, подал декларацию, в которой указал проведенную сделку. Но так как в необходимый срок у меня не было денег, я обратился с письмом в областную налоговую с просьбой об отсрочке. Закон это позволяет.

Вам пошли на встречу?
– К сожалению, нет. Дело в том, что там были и федеральные налоги, поэтому мне рекомендовали обратиться в Москву, что мы и сделали. 31 января мы получили отказное письмо из федеральной налоговой. Потом я уехал в командировку, за время моего отсутствия ко мне никто не предъявлял претензий, был только один звонок из налоговой с напоминанием о неуплаченном налоге. Когда я вернулся – 20 февраля – то сразу же заплатил налог. С учетом всем штрафов и пеней где-то более 43 миллионов рублей.

Если вы заплатили налог, то в чем вас обвиняют, да простит мою наивность следователь Жеребилов?
– Меня обвиняют в том, что якобы пытался спрятать деньги и не платить налоги. Причем это абсурдное обвинение мне предъявили 27 марта, больше чем через месяц после уплаты налога!

За что «зацепились» силовики?
– После покупки учхоза мы реорганизовали компанию и создали три фирмы «Комфорт-строй», «Коммерц – строй» и собственно учхоз. Налог должен был платить «Комфорт-строй». Так как мы были должниками у налоговой, его счета были арестованы, поэтому когда под Новый год Сбербанк выдал кредит Гуринову, я открыл новый счет в ИТ-банке на фирму «Летур», которая является учредителем всех вышеупомянутых фирм. Об открытии счета, кстати, в тот же день сообщил в налоговый орган, хотя по закону допускается возможность сделать это в течение семи дней, у меня есть соответствующие документы по этому поводу. Поэтому и здесь обвинения следователя Жеребилова безосновательны. Да, налоговики утверждают теперь, что они увидели эти документы через две недели, но это уже особенности их документооборота.

– А зачем вы действительно открыли новый счет?
– Дело в том, что Гуринов перечислил мне 140 миллионов рублей, а налоговикам я должен был 40, если бы всю сумму «кинули» в «Комфорт-строй», где счета были арестованы, то сто миллионов – для меня, как для бизнесмена, у которого много проектов, а следовательно и обязательств, это очень существенная сумма – там надолго «зависли» бы. На самом деле мы даже писали письмо Гуринову, чтобы он сразу разделил эту сумму на два счета, но его специалисты в предновогодней запарке отправили все по счету в ИТ-банке.

Следователь Жеребилов обвиняет вас в том, что вы «увели» деньги и «израсходовали их впоследствии на погашение кредитных обязательств».
– И это ложь! Из 140 миллионов на погашение процентов по еще одному имеющемуся у нас кредиту в МДМ-банке мы истратили только 23 миллиона, остальные 117 миллионов положили на депозит в этом банке. На тот момент я еще не знал, как мне ответит федеральная налоговая: я просил отсрочки на год. А мне, как и любому бизнесмену, всегда нужны средства, поэтому я ждал: разрешат отсрочку – хорошо, не разрешат – сразу заплачу налог, деньги у меня были. Повторяю, я ничего ни от кого не скрывал с самого начала, я не подавал липовых нулевых деклараций, не пользовался фирмами-однодневками, не просил Гуринова перечислить деньги на какое-нибудь третье лицо. Я даже специально в «Комфорт-строе» лично стал директором, чтобы нести полную ответственность. Да, я задолжал по срокам, но я же заплатил все штрафы и пени, которые полагаются по закону в такой ситуации.

Я так пониманию, следствие не хочет рассматривать всю ситуацию в целом, а берет только один фрагмент и делает свои выводы.
– Более того, они не хотят даже брать во внимание то, что я заплатил налог до возбуждения дела! Например, когда проводилась экономическая экспертиза по нашей ситуации, следователь, на мой взгляд, специально ставил вопросы таким образом: «Было ли перечисление налога на дату до 25 декабря?». А на ходатайство моего адвоката заменить этот вопрос на другой: «Было ли добровольное погашение налога?» – мы получаем отказ. В итоге из результатов экспертизы вообще не видно, что мы уже давно все заплатили. Где непредвзятость и объективность?

– Так, может, это, что называется, «заказ»?
– Может быть и так, но меня больше всего возмущает, что какой-то старший лейтенант из-за очередных «звездочек», благодарности или еще не знаю чего топчет мою репутацию бизнесмена! Я 35 лет создавал в Омске свое имя, мой бизнес прозрачен, я регистрирую все на себя. Почему я должен краснеть перед своими детьми, своими партнерами по бизнесу? Вы только представьте, меня же в тот период, когда я не мог заплатить налог по причинам, которые я объяснил выше, и о которых я оповестил налоговую, никто ни разу ни о чем не предупреждал, от меня никто не требовал никаких дополнительных объяснений, и уже через месяц, как я заплатил налог, на меня завели уголовное дело! Я это так не оставлю: продам все, что у меня есть до последних носков, дойду до президента, но накажу тех, кто кошмарит бизнес в Омске!

Кстати, а какова судьба людей, которые работали в учхозе до того, как вы его купили?
– Все пятьдесят человек работают у меня, я никого не сократил. У меня есть 2 тысячи гектаров земли, на которых мы сеем пшеницу и другие культуры, в этом хозяйстве они и работают, никого не выставил за дверь. Просто удивительно, что я сейчас вынужден буквально во всем оправдываться только потому, что кто-то однобоко ведет следствие!

Вы не пытались жаловаться на следователя Жеребилова?
– Да уже сотни жалоб написали! Пишешь Кондину – тебе отвечает замначальника отдела, где работает Жеребилов. И ответ один: у нас все по закону.

Наталья Николаева