В Сиаме некогда существовала традиция: король дарил неугодным ему лицам белого слона. Тот был священным животным, которое нельзя заставлять работать. А вот его содержание для владельца было разорительным.

 

Термин «белый слон» прижился и в экономике СССР, где широко применялось на практике так называемое «освоение средств»: когда глубокая проработка необходимости и целесообразности строительства объекта «здесь и сейчас» были далеко не обязательным условием.


В наше время благодаря естественным монополиям «белые слоны» вновь «заселяют» Россию.
На последнем заседании общественного совета при РЭК в присутствии прессы обсуждали выполнение прошлогодних инвестиционных программ ОАО «Омск­электро» и филиалом «МРСК Сибири».


Первым выступал гендиректор «Омскэлектро» Манвел Мажонц. Его отчет – отдельная история. Членам общественного совета выдали документ, где мелким по белому говорилось о миллионах освоенных рублей. Проверить, проводилась ли работа на самом деле, общественный совет не имел никакой возможности. Зато имел простую, но, видимо, важную для кого-то задачу: вовремя поднять руки и одобрить ее выполнение.


Заседание, по сути, было превращено в простую формальность – «мы, мол, работу сделали, а вы одобряйте!» Эти деятели решили утвердить инвестиционные программы задним числом, по факту… Ни гражданам, ни предпринимателям нет от этого никакого проку.


Мажонц отчитался и, сославшись на занятость, с заседания сбежал. А под занавес поведал, что собирается получить деньги из федерального бюджета и построить подстанцию «Садовая» на Завертяева стоимостью в миллиард с лишним рублей.


Выступающий следом представитель МРСК за­явил, что вообще первый раз слышит, что такая подстанция строится! Это вызвало недоумение у отдельных членов совета. Правая рука не знает, что делает левая? С сетевыми компаниями вопрос не согласован, а подстанция уже проектируется. Что это – несуразица и бестолковая поспешность или некомпетентность менеджмента?


Через пару дней события вообще приняли странный поворот: совет директоров ОАО «Омскэлектро» во главе с председателем Инной Парыгиной направил открытое письмо губернатору. Суть его проста: не надо мешать строить подстанцию, как это делают «некоторые коммерческие структуры, имеющие головные офисы в других регионах», и вводить в заблуждение городскую и областную власти. Подстанция «нужна населению как воздух», кроме того, она поможет улучшить финансовое положение «Омск­электро» и рассчитаться с долгами.


Инна Парыгина публично утверждает, что акционерное общество хочет заработать на строительстве трансформаторной подстанции. А темные силы хотят исключить подстанцию «Садовая» из перечня объектов строительства инженерной инфраструктуры, финансирующихся в рамках мероприятий к 300-летию Омска.


Видимо, в этом и есть основная причина публичной бури в городском стакане – очень хочется потратить федеральные бюджетные деньги, и вовсе не на подстанцию, а на погашение старых долгов. А ведь это уже попахивает криминалом – применительно к должности заместителя мэра. Нецелевое использование, халатность, ежели еще и корысть вдруг обнаружится, то злое ­употребление полномочий могут «пришить» запросто.


Городские чиновники и депутаты, члены совета, будто газет не читают! Заработать на проектировании и строительстве подстанции могут подрядчики и проектировщики, а заказчик – ОАО «Омскэлектро» – увеличит капитализацию своих активов. Можно, конечно, «заработать» деньги способом, уже ставшим привычным и повседневным в России – завысить стоимость новостройки. За это сейчас непрерывно наказывают известную фирму «Мостовик»: какой проект ни возьми – скандал! На это регулярно указывает президент В. Путин: сметная стоимость объектов строительства в энергетике, как правило, завышена в 2,5 раза. Но омским чиновникам все не впрок.


Разобрались ли вы, господа чиновники, члены Совета директоров, нужна ли вообще эта подстанция, вокруг которой уже раздули столь масштабную пиар-кампанию? Уверен: г-н Мажонц лукавит, когда говорит, что все существующие подстанции перегружены. Пусть г-жа Парыгина организует и проведет реальный анализ загруженности подстанций. Причем оценивать нужно реальную, а не паспортную мощность и мощности, распределенные по техническим условиям, ведь технические условия всегда намного превышают реальное ­потребление. Реальная загрузка, за исключением отдельных подстанций, как я полагаю, достигает лишь 30-40 процентов.


Опубликуйте технико-экономическое обоснование строительства подстанции «Садовая», и всем будет понятна ее необходимость для города – и гражданам, и губернатору, и даже отдельным недобрым менеджерам МРСК. А если уж и нужна она, то почему тихо-мирно, без публичных писем, заявлений и суеты не подключить ее к сетям ФСК, которые находятся рядом?


Подстанция – типичный «белый слон» экономики нашего города. Когда бюрократический аппарат осваивает средства, появляются дорогущие объекты, которые не будут востребованы.


На том же заседании г-н Мажонц публично заявил, что валовая выручка ОАО «Омскэлектро» – 860 миллионов рублей. Оказалось, что в публичном годовом отчете компании несколько другие цифры и руководитель «слегка ошибся» или искренне заблуждался. Не хочу думать, что умышленно врал, но валовая выручка за 2013 год – 1 млрд 975 млн 893 тысячи рублей. При этом «прочие затраты» составляют 1 млрд 358 млн рублей. Что это за «прочие затраты» такие?


Уважаемые члены Совета директоров! Обращаю внимание – ваше и сотрудников контролирующих органов – на то, что председатель Совета директоров ОАО «Омскэлектро» и корпоративный секретарь грубо нарушили законодательство РФ о раскрытии информации публичными акционерными обществами. Кроме того, судя по куцей отчетности и невнятным пояснениям Манвела Мажонца, совершенно необходимо ­провести ревизию финансово-хозяйственной деятельности общества за последние два года, особо обратив внимание на платежи различным ООО. Также Совету директоров было бы весьма полезно разобраться в сути взаимоотношений директора общества Манвела Мажонца с отдельными «оборотнями в погонах» из силовых структур Омска. Отношения типа «крыша», «не основанные на чести», как правило, приводят к колоссальным дополнительным тратам денежных средств предприятия и его последующему банкротству. Ведь членам Совета директоров АО следует помнить, что они могут понести не только моральную, но и материальную ответственность за принятые неправильные решения. И такая судебная практика применялась в Омске.


Прежде чем обращаться к неокрепшим и непросвещенным умам граждан с призывами и обращениями о том, что кто-то из других городов покушается на бюджетные деньги, «уже почти принадлежащие» ОАО «Омскэлектро», сначала наведите порядок у себя в обществе.

 

Сергей Мизя