В службе распространения «Домашней газеты» созданы почти жандармские условия работы.

Вечером предпраздничного дня, в среду, возвращаясь с работы, из окна автобуса я увидела стоявшую на перекрёстке улицы Маяковского и проспекта Маркса распространительницу «Домашней газеты» в фирменном фартучке. Держа в одной руке газету, она призывно махала ею перед останавливающимися водителями. Обрадовавшись, что могу взять для своей мамы-пенсионерки свеженькую программу, я специально вышла из автобуса и, подойдя к женщине уже пенсионного возраста, попросила пару газет.

– Нет, эти газеты только для водителей! – ответила мне категоричным отказом распространительница.

– Какая разница? – Большая. По инструкции я имею право раздавать газеты только водителям, а для вас на остановках – утром.

– Но я утром не успела, – попыталась умилостивить я суровую распространительницу.

– Нет! Вы что хотите, чтобы меня уволили?

– За что?

– За то, что я вам газеты дала, – не сдавалась пенсионерка.

– Да кто узнает?

– Кто-кто? Проверяющие!

– Так никого вокруг нет? – окинула я взглядом пустой тротуар.

– Они могут на машине ехать! – при этом женщина кивнула в сторону движущегося в сторону перекрёстка встречного потока автомобилей. – До меня уже одну так уволили: раздала газеты прохожим и всё!

Выглянувшая из соседней «Курочки-рядом» официантка, тоже, видимо, пожелавшая приобрести газету, увидев мои тщетные попытки, тут же скрылась обратно за дверью. Некоторые водители пассажирских «Газелей» и легковушек опускали стёкла машин и брали по две газеты из рук настойчивой пенсионерки. Когда же я просила у водителей дать мне одну газетку, женщина начинала истошно вопить: «Не давайте ей, иначе меня уволят!» Растерянные водители трусливо поднимали стёкла и нажимали на газ.

Поняв всю абсурдность ситуации, я обратилась за комментариями в отдел распространения «Домашней газеты». Начальник этого отдела, представившись Михаилом Варфоломеевым, ничтоже сумняшеся подтвердил информацию о том, что, действительно, у них существуют строгие схемы распространения печатного издания, одна из которых называется «Автомобили». По инструкции к данной схеме газета должно вручаться только водителям авто, а за нарушение инструкции распространителей могут уволить. И если я хочу взять экземпляр газеты, то могу поискать её в других местах, например в ресторанах (хотя зачем это ресторанам – непонятно).

Анализируя ситуацию, невольно задаёшься вопросами: какие цели преследует, в общем-то, довольно заурядная, скучная, ничем не примечательная газета, которую в основном берут у распространителей из-за «халявной» телепрограммы и кроссворда? А иногда просто из жалости к распространителям на остановках. На какую аудиторию она рассчитана и что пытается до этой аудитории донести. Если это «городская газета» и к тому же бесплатно распространяющаяся (как позиционирует себя издание), то почему коллектив её не уважает горожан и относится к ним избирательно: этому дам, а этому не дам? И что за жандармские методы контроля над простыми распространителями, большинство из которых женщины, у многих из коих раздача газет – единственный способ подработать, а может, и заработать вообще.

Анастасия Леонтович