Дело, по статье «Умышленное уничтожение имущества, повлекшее смерть человека», возбуждено по результатам расследования в Центре Хруничева, где делают носители «Протон-М».  

По сведениям источника газеты «Известия» в Центре Хруничева, при проверке двигателя второй ступени ракеты было обнаружено несколько неиспользованных трубчатых алюминиевых пломб. «Если бы их не заметили на контроле, ракетный двигатель РД-0210 вышел бы из строя в полете, что привело бы к очередному падению «Протона». Но пломбы увидели при просвечивании и, чтобы их удалить, провели внеплановые работы стоимостью 194 тыс. рублей», - отметил источник.

Cпустя несколько дней об инциденте узнали в ФСБ и начали расследование. После чего около 15 сотрудников «Хруничева» были опрошены и проверены на полиграфе. «Полученная информация позволила подтвердить умышленный характер действий, установить виновных. Однако имена их пока не разглашаются», - сообщил газете источник в МВД.

Напомним, что серия аварий на отечественных космодромах началась с лета прошлого года. Сначала ракета-носитель 2 июля прошлого года упала сразу после старта в 70 км от Байконура, затем в ноябре того же года 5 человек отравились ракетным топливом на космодроме в Плесецке: двое погибли, троих удалось спасти; и вот теперь снова авария на Байконуре.

Некоторые части ракет-носителей выпускаются омским производственным объединением «Полет». «Полет» - филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» выпускает универсальные ракетные модули семейства ракет-носителей «Ангара», а также комплектующие и конструкций для ракет-носителей «Протон-М» и «Рокот».

После инцидентов руководство омского завода от комментариев категорически отказывалось. «Никакого интервью о ЧП на «Байконуре» я давать не буду», - коротко сказал первый заместитель генерального директора Николай Иванов после крушения ракеты 2 июля 2013 года. Гендиректор объединения Григорий Мураховский также оказался тогда недоступен для комментария.

Сразу стоит отметить, что «Полет» никто не подозревал в саботажах - на сибирском заводе изготавливаются детали, повреждение которых не могло привести к подобным результатам как год назад, так и в мае этого года. В частности, омичи изготавливают гаргроты (тоннели для прокладки кабеля) и большую номенклатуру деталей для внешней обшивки. Однако, на заводе все равно предпочитают не комментировать космические инциденты.

Алексей Гошкодер