В 31 год он стал директором совхоза «Екатеринославский», отработав в этом же совхозе 8 лет главным агрономом. Уже 52 года успешно трудится на поприще сельского хозяйства…
Свое 75-летие отметит 27 мая этого года известный сельскохозяйственный руководитель Николай Дмитриевич Лыхенко.
В апреле прошлого года гендиректор агрофирмы «Екатеринославская» Лыхенко передал бразды правления молодому главному инженеру хозяйства Евгению Николаевичу Родионову, при этом заняв пост председателя Совета директоров агрофирмы.
Не вмешиваясь в функции гендиректора, он отлично владеет ситуацией, помогая советами и своими связями. Как всегда, скрупулезно считает и сокрушается неконтролируемым ростом цен:
- Вы представляете, только за четыре месяца этого года потратили на запчасти 5 миллионов рублей, топлива сожгли меньше, а заплатили на 20% больше! Ну, скажите, какая после этого будет рентабельность?!
- А действительно, какая?
- В прошлом году она составила 8,5 процентов при выручке от реализации продукции в сумме 207,3 миллиона и прибыли в размере 16,8 миллиона рублей. На рубль вложений мы получаем сегодня 62 копейки и считаем, что это хорошо, но были времена, когда рентабельность в хозяйстве достигала 40 и более процентов...
- А господдержка?
- Конечно, спасибо за то, что дают, но это всего лишь 7-8 процентов от нашей реализации. Если бы нам давали на гектар столько, сколько дают хотя бы в Латвии, то мы бы ого-го на каком коне были…
ЛЫХЕНКО НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ
Родился 27 мая 1939 года в селе Новознаменка Полтавского района Омской области. Окончил в 1962 году Омский государственный сельскохозяйственный институт им. С.М. Кирова по специальности ученый агроном, в 1980 году – аспирантуру этого института. Кандидат сельскохозяйственных наук.
С 1962 по 1970 год – главный агроном совхоза «Екатеринославский» Шербакульского района, с 1970 по 1991 год – директор этого совхоза. С 1991 по 1995 год – заместитель главы администрации (губернатора) Омской области, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия. С 1995 по 1997 год – директор МТС, с 1997 года – генеральный директор АО «Агрофирма «Екатеринославская».
Заслуженный работник сельского хозяйства России. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалью «За трудовое отличие». Отличник просвещения СССР и Российской Федерации. Избирался депутатом Омского областного Совета. Почетный гражданин Шербакульского района. У него пять детей, шесть внуков.
В настоящее время – председатель Совета директоров агрофирмы «Екатеринославская».
Под знаком Близнецов
Звезды расположились так, что Лыхенко родился под сильным и труднопознаваемым знаком – знаком Близнецов. Разбирается в искусстве не хуже, чем в тонкостях племенной работы. В чем секрет? По-видимому, в его тяге к познанию, в интересе к жизни и работе. Он творческий трудоголик. Сделать на отличку от всех – это в его характере, но это не дешевое тщеславие. Его отличие особого рода, оно направлено против обыденности, самодовольства. Он - сибиряк, но с европейским складом характера, без намеков на азиатчину, в ее худшем понимании. Николай Дмитриевич любит читать. Собрал дома огромную библиотеку, постоянно покупает, выписывает книжные новинки. По-моему, это лучше всего характеризует его как человека. Он многогранен. Он – Личность.
Раз карась, два карась…
В детстве, чтобы прокормить семью, Николай Лыхенко ловил карасей. Все озера вокруг Георгиевки Полтавского района ему хорошо знакомы. Он даже научился плести сети. Караси настолько приелись, что теперь эта рыба у него не в чести. А вот борщ он обожает всей русско-украинской душой.
Сцилла и Харибда молодого агронома
В 1963 году, применяя авиацию в борьбе с сорняками, Лыхенко пришлось пройти через свою Сциллу и Харибду. Порошок натриевой соли плохо растворялся в воде, когда готовили маточный раствор, от чего форсунки распылителя забивались. Главному агроному приходилось раздеваться до пояса и, погрузив руки до плеч в ванну с маточным раствором, отвернув в сторону голову – от невыносимой химической вони, разминать голыми руками кусочки свернувшегося порошка гербицида. А сроки поджимали, не успеешь – сорняки заглушат посевы. Летчик кричал на 24-летнего специалиста: «Ты что, работу себе не найдешь, уезжай отсюда!».
Любовная драма… с привлечением контролеров
Случилась эта история в году семьдесят девятом. По жалобе одной влюбленной в Лыхенко «доброжелательницы» в совхоз нагрянула комиссия республиканского Комитета народного контроля с проверкой хода строительства ряда объектов.. После комиссии из Москвы пришла депеша: Лыхенко явиться на заседание Комитета. В обкоме партии узнали, что в Москве готово постановлении о снятии Лыхенко с поста директора. Дабы обмануть Москву и показать, как жестко наказали Лыхенко на месте, его пригласили на бюро обкома. Там состоялся примерно такой разговор:
- У директора есть личные злоупотребления? – спросил первый секретарь обкома С.И. Манякин.
- Нет.
- А зачем горючее продавал, мясо?
- Для строителей.
- У нас что же, у строителей нет горючего и мяса?
- Так вы же, Сергей Иосифович, призываете больше строить сверх плана, а горючее дают только под план!
- Так… мясо продаешь, а план по мясу выполняешь?
- Да ни одного года не было, чтобы план не выполнили!
- Строить будешь?
- Буду?
- И правильно! Строй для дела, для людей. Предлагаю объявить Лыхенко выговор.
Так уберегли директора. Тогда такими кадрами не разбрасывались. После этого при встречах Манякин спрашивал Лыхенко:
- Ну что, строить не бросил?!
- Строим, Сергей Иосифович!
А через год выговор сняли.
Улица имени Степанца
При Лыхенко много строили, особенно жилья, и не какого-нибудь, а добротного. В год порой сдавали по сорок квартир, в том числе двухуровневых. Огромную помощь хозяйству оказал бывший начальник Главмосстроя, земляк екатеринославцев Степанец Николай Васильевич, именем которого сегодня названа небольшая, но одна из самых красивых улиц центральной усадьбы, застроенная по решению Облисполкома экспериментальным благоустроенным жильем. Все дома на этой улице по индивидуальным проектам, они до сих пор восхищают своей нестандартной архитектурой. Что интересно, директор довольствовался скромным, без изысков особняком.
Роль личности в истории
Когда Лыхенко убедился, что плановая социалистическая система вместе с несомненной пользой планирования связывает по рукам и ногам, то в 1985 году он решил обратиться к первому секретарю Омского обкома партии Сергею Иосифовичу Манякину с простым предложением: «Чтобы власть, спуская планы по производству продукции, не вмешивалась в хозяйственную деятельность совхоза. Власть не должно интересовать, каким образом мы выполним эти планы, то есть внутри хозяйства полная свобода принятия решений: сколько оставлять паров, сколько сеять пшеницы, кормовых и т.д.». Николай Дмитриевич рассказывает:
- Помощник Манякина Мартынов Анатолий Игнатьевич, внимательно меня выслушав, предложил:
- Ты к Манякину не ходи, я сам доложу о твоих задумках.
Доложил.
- Какая реакция у первого?- спросил я Мартынова.
- Он сказал: «Первый раз вижу директора, который не только не просит уменьшить планы, а, наоборот, думает, как наращивать выпуск продукции, позвони Лыхенко, на прием пусть не ездит, мы и так все его предложения примем, проведем это решением секретариата. Дадим ему полную свободу».
Результаты этого эксперимента были оглушающими.
- Мы не увеличили поголовье овец,- говорит Николай Дмитриевич,- даже немного уменьшили его, но шерстная продуктивность овец превысила 2,6 килограмма мытого волокна. В СССР было три хозяйства с такими настригами: совхоз «Екатеринославский», получивший титул племсовхоза, овцеплемзавод «Марьяновский» нашей же области и один из колхозов Ставрополья. Первая тройка хозяйств СССР – это было престижно.
Производство молока, несмотря на снижение поголовья коров, было увеличено в 2,5 раза – исключительно за счет увеличения продуктивности скота. Это был подход развитых стран. В 2 раза увеличилось производство мяса. Екатеринославская молочная ферма, доившая на корову более пяти тысяч литров в год (ныне уже около семи тысяч), получила статус племенной по черно-пестрому скоту. Всю пятилетку с 1986 по 1990 год я работал с особым подъемом и воодушевлением, осознавал и ответственность. Понимал, если провалимся, найдется, кому потоптаться на моем имени, растопчут и предприятие. Никогда не забуду голос одного из партийных боссов: «Если бы дела у Вас не шли, духу бы Вашего здесь давно не было. Вы не наш человек». Не преувеличил ни на одно слово. Помню буква в букву. Опасаться было чего.
Кроме титула племсовхоза по овцеводству мы получили титул «Хозяйство высокой культуры земледелия». Почти все годы этой пятилетки мы занимали первое место в степной зоне области по урожайности. В этой пятилетке мы утвердили и ввели хозрасчет как главный фактор мотивации к труду снизу доверху.
Мы не только с успехом выполнили все планы, но сверхплановое мясо продавали Нефтекомбинату и заводу синтетического каучука в г. Омске. В качестве расчетов в договорах фигурировала валюта. Валюту нам начисляли и за поставки семян рапса сверх уровня прошлой пятилетки по постановлению Совета Министров СССР...
Как совхоз выполнил план Омской области по гречке
Однажды в «Екатеринославский» приехал губернатор Л.К. Полежаев. Он посетовал на то, что более двух десятков хозяйств области призваны выращивать гречиху и выполнить скромный план – 1100 тонн на область, но за всю историю план не выполнили ни разу. Своей гречки на прилавках нет.
Никто никаких обещаний губернатору не давал, но в 1991 году совхоз «Екатеринославский» действительно выполнил областной план по гречихе, сдав 1000 тонн, при отменной урожайности гречихи 20 ц. с гектара. Гречка была востребована не только в Омске, но и в Тюмени. Отдельные городские магазины продавали от 3 до 5 тонн ежедневно екатеринославской гречневой крупы. Несомненная заслуга в этом была и тогдашнего главного агронома хозяйства Давыда Эйснера. Лыхенко умел привлекать способных, талантливых, молодых.
А мог бы получить Героя
При всех выдающихся достижениях Лыхенко ему так и не присвоили звания Героя Социалистического Труда, хотя кандидатура была вполне подходящая и в кулуарах власти поговаривали о том, что неплохо бы иметь в героях такого руководителя. В 1986 году совхоз «Екатеринославский» выступил инициатором областного соревнования за высокие темпы и качество уборки и собрал рекордный урожай – 27 центнеров пшеницы с гектара, а на отдельных полях по 32-35 центнеров. В закрома Родины засыпали 19 тысяч тонн зерна, из них 6 тыс. тонн высокого качества. С.И. Манякин дважды наведывался в хозяйство, все складывалось как нельзя лучше, но в последний день уборки в Новоскатовском отделении погибает студент. Парень прилег отдохнуть в бункер, полный зерна. В это время водитель машины, подъехавший под погрузку, открыл нижний люк бункера, масса зерна хлынула вниз, утянув студента. Нелепый, трагический случай! Естественно, о звании Героя и речи быть не могло.
(Продолжение следует)
Леонид Евсеев
Прадед Лыхенко - Смешливый Платон Григорьевич - прожил 105 лет! Это он подвигнул на переселение в Сибирь свою семью. Обладал недюжинной силой. В роду Лыхенко жива легенда о том, как дед Платон вытащил застрявший воз с сеном, приговаривая: «Бисову батьки, где тут было кобыле вытягнуть, еле сам вытяг…». Был репрессирован, сослан на Колыму. Реабилитирован.
Дед Николая Дмитриевича (по матери) Емельян Платонович расстрелян в 1934 году за принадлежность к Крестьянской партии. В 1990 г. реабилитирован.
Отец Лыхенко - Дмитрий Александрович Лыхенко. Председатель колхоза «Ново-Знаменец», работал в партийных органах Полтавского района, мог остаться по «брони», но попросился на фронт. Погиб в звании сержанта, освобождая Белоруссию, в 1944 г.
Деревня Георгиевка Полтавского района. В центре – мама Лыхенко – Анастасия Емельяновна, которая работала учительницей в Георгиевке. Далее (слева направо): Н.Д. Лыхенко, В.П. Милошенко, А.Д. Кумпан, А.М. Кумпан, Н.И. Лыхенко, Сережа Кумпан.
Выпуск 1957г. Еремеевская школа. В верхнем ряду, в центре – Николай Лыхенко.
Венгерская делегация в гостях у Лыхенко (на фото - последний справа). Крайний слева – Георгий Щеглаков – первый секретарь Шербакульского райкома партии.
Основы ученической производственной бригады Екатеринославской школы закладывались Николаем Лыхенко в 80-х годах прошлого века. Бригада существует и поныне.
Супруги Лыхенко: Светлана Алиевна и Николай Дмитриевич. Счастливый 1981-й. К сожалению, замечательный человек и педагог Светлана Алиевна преждевременно ушла из жизни.
С.И. Манякин и Н.Д. Лыхенко. Екатеринославка, 1999 год. В своей книге «Сибирь далекая и близкая» Манякин назвал Лыхенко «прагматиком из Екатеринославки».