Ну вот, Омск занесен на кинематографическую карту страны. Второй фестиваль кинодебютов "Движение" завершился, названы победители, а дорогие столичные гости, осыпанные омской пылью, уехали так и не узнанными.
Рядовая омская журналистика среди столичных гостей, натужно изображавших на красной ковровой дорожке светскую жизнь, звезд практически не признала. Разве лишь Якубовича и митрополита Владимира, перепутавшего смысл и назначение фестивальной дорожки с дорожкой церковной и взявшегося возлагать на головы нелепо одетых журналистов свои благословляющие ладошки. Фестиваль-то кинематографический, и образ «бизнесмена и патриота», постоянно накачивающего себя кокаином, из фильма «Черная кошка, белый кот» Эмира Кустурицы просто просился в контекст происходившего с фестивалем. Хотя, выражаясь словами экс-губернатора Омской области Леонида Полежаева, «безусловно, конечно», все дело в длине красной дорожки. Организаторы цвет этого конвейера звезд с телевизионных трансляций настоящих фестивалей отследили, а на длину не обратили внимания. А ведь звезде нужно время, чтобы сфокусировать на себе взгляды публики, по ходу застегнуть пуговицу, поправить брошь, помахать ручкой.
Красивая ковровая дорожка не такая уж и пустяковина. Она должна была начинаться где-то с середины проезжей части улицы Ленина, чтобы приезжие звезды имели радость продемонстрировать свои звездные походки. А то ведь получилось так, что сбежала звезда по ступенькам в ямку, сделала несколько шагов, снова посеменила по ступенькам крыльца драмтеатра, чмоки-чмоки и скрылась за массивными дверями. Или вот еще проблема – интервал от дорожки до цепного ограждения должен был быть не менее 4-х метров с каждой стороны, а не 30 сантиметров. Звезды чувствовали себя зверушками, пробегающими на арену цирка мимо бессмысленно глядящих на них дурно одетых рабочих (здесь я разумею журналистов). Собрать радостно визжащую клаку неидентифицируемых кинолюбителей у организаторов опять же не хватило таланту. Можно сказать, что это провал.
Перед правителем рабы расстилали ковры, чтобы тому, кто может позволить себе все, как можно меньше приходилось соприкасаться с почвой, утверждая свою божественность. А следом за правителем иногда позволялось прошагать главному шайтану, простите, шаману/жрецу/святому отцу и княжескому шуту. Это в результате революций в Европе, эволюции государства в сторону демократии власть оказалась рассеянной по всему социальному пространству, и красные дорожки отдали исключительно бывшим шутам, которые сегодня во многом и являются подлинной властью в обществе, но не в Омске же. Дорожка фестиваля «Движение» – это та самая дорожка княжеской власти. На открытии фестиваля были все три губернатора Омской области – Леонид Полежаев, Виктор Назаров и Андрей Голушко. Я не оговорился, Голушко так активно вкладывается в Омск, что, кажется, Виктор Назаров уже стесняется. Это как при Иване Грозном. Боярин назначается царем, а тот идет в слободу акафисты да каноны писать. Короче, культуркой заниматься. Потом поменяются. И на дорожке останется настоящий царь. А пока все пасхальненько: княже, митрополит, шуты, народ, движение. Но народ-то видит как бы сразу две дорожки, он же уже церемонии Оскаров видел, а там по красным дорожкам губернаторы не бегают и на почетных местах в залах не сидят. Конфликт сознания с подсознанием у омичей случился.
Дорожка у артистов – это символ большой дороги, движения от чертогов, где мы все хотим кушать, пить, справлять нужду, к миру идей, духа, таланта. Дорожка у князя демонстрирует свое небесное происхождение обладателя красных сапог, его путь – это путь власти без начала и конца. Фейк, короче. Но и в том и в другом случае в символику заложен глагол, вот и фестиваль кинодебютов так называется – «Движение». А куда? В Омске экономическая ситуация с каждым днем все хуже, бюджет тратит десятки миллионов рублей на фестиваль кинодебютов и еще столько же, наверное, вложил в свою затею Андрей Голушко, порядок и соотношение вложений сейчас не важны. Важен вопрос: «Зачем?». Судя по короткой красной ковровой дорожке, чтобы показать жителям удельного княжества заботу князя о духовности крепостных. Ведь этот фестиваль не имеет ровным счетом никакого продолжения в культурной и социальной жизни города. Нет вовлечения омичей в преобразовательные процессы. Крепостных развлекли, крепостные могут идти на поля. Конфликт красной ковровой дорожки в Омске в том, что знак считывается однозначно в пользу князя: хочет князь кинофестиваль – будет в уделе кинофестиваль, захочет «Поле чудес» – будет «Поле чудес». «Лучшие люди города», или, еще хуже, «народ», могут только моргать, глядючи на забавы княжеские. Надеюсь, что столичных гостей на улицы города не выпускали, за пределы Маркса-Ленина не вывозили, преподаватели отделения «кино-фото» факультета культуры и искусств ОмГУ во время встреч вопросов не задавали, а то стыдно очень. Хотя… Михалков-сын приступил к съемкам фильма о «золотом времени» России, по мысли Никиты Сергеевича, крепостном праве. Так что Михалкову-внуку, директору «Движения», Артему, стыдно быть не должно. Атрофировано это «стыдно». И ответ на вопрос «куда движемся?» кажется вполне очевидным.