«Это вопрос не пестицидов, а политики. Россиянам мешают вовсе не наши яблоки», – говорят садоводы из польского города Груец и его окрестностей, реагируя на перспективу введения Россией эмбарго на овощи и фрукты.

Такая перспектива появилась во вторник. Глава Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергей Данкверт заявил, что Россия может запретить ввоз на свою территорию фруктов, овощей и ягод из Польши. Более того, запрет планируется распространить на экспорт и через так называемые третьи страны, то есть на польские товары, которые ввозятся из других государств. Причина – наличие в яблоках пестицидов (у России – собственные, более жесткие, чем у Всемирной торговой организации, нормы).

Для Польши, крупнейшего экспортера яблок в мире, это очень важная информация. Примерно 70% польского экспорта идет в Россию. Садоводы из Груйца и его окрестностей (именно там выращивается больше всего яблок) говорят, что гипотетическое эмбарго не имеет ничего общего с пестицидами. «Пестицидов в наших яблоках нет, мы в этом уверены. У нас есть средства от всех проблем, кроме политики, а эмбарго – это чисто политическое дело», – говорит Януш Кавенчиньский, садовод из окрестностей Блендово. Он обращает внимание на то, что российским потребителям польские яблоки совершенно не мешают. Садоводы из Груйца и прилегающего региона находятся в хороших отношениях с покупателями с востока. «Никто из них не хочет запретов. Их вводят сверху», – говорит Кавенчиньский.

Эмбарго было бы катастрофой
О том, что Россия планирует ввести заградительные меры против польских садоводов, часть из них начала подозревать после того, как российские СМИ обвинили Польшу и Литву в подготовке снайперов, стрелявших по демонстрантам на Майдане.

«Мы с тревогой ожидаем новых шагов Москвы. Преимущества российского рынка состоят в том, что он большой и близко расположен, что отражается на конечной цене яблок и доходах от их производства. Введение эмбарго станет для садоводов катастрофой, поскольку они не смогут продать свои запасы по цене, покрывающей стоимость производства, которая сейчас колеблется на отметке около 1 злотого за килограмм (около 12 рублей, – прим. пер.)», – добавляет Иоланта Казимерска, глава Объединения производителей фруктов.

Яблоки попали в зависимость от решений россиян уже не в первый раз. В 2005-2008 годах под аналогичным предлогом Россия приостановила ввоз польских продовольственных товаров. Потом она несколько раз пыталась осложнить импорт яблок из Польши, введя, в частности, оплату в 350 евро за фуру и «протокол предварительной проверки». В ответ польские экспортеры создали Объединение производителей фруктов, которое опротестовало идею введения платных документов. «Иначе наши производители получали бы за каждый килограмм экспортируемых в Россию яблок на 8 грошей (около 1 рубля, – прим. пер.) меньше. Мы не могли согласиться на такую высокую и ничем не оправданную дань», – говорит Януш Кавенчиньский. По его мнению, сложившаяся ситуация демонстрирует необходимость диверсификации экспорта яблок в другие государства. Благодаря Объединению производителей фруктов польские яблоки должны попасть в Китай и через ОАЭ в Северную Африку и страны Персидского залива.

На этот раз будет эмбарго?
Пока звучат лишь голоса из Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. В письме министру сельского хозяйства российские санитарные службы обращают внимание на проблемы в торговле растительной продукцией. «Это не предупреждение об эмбарго, а только обращение к нашим инспекциям и к министру с просьбой ужесточить контроль», – сообщил депутатам руководитель сельскохозяйственного ведомства Марек Савицкий. По данным Министерства в 2013 году на 50 тысяч выданных фитосанитарных разрешений нарушения были выявлены только в двух партиях продукции.

По сообщениям российских агентств, Россельхознадзор может запретить поставки фруктов, ягод и овощей из Польши, объясняя это неудовлетворительным качеством продукции. Однако Сергей Данкверт заявил, что вначале будет проведены переговоры с Польшей, и говорить о каких-либо конкретных шагах пока преждевременно. Дата переговоров еще не утверждена. «Я думаю, это может произойти после 10 мая», – сообщил Данкверт.

Между тем польские садоводы думают, что дело так просто не закончится. «Обычно все выглядит именно так: сначала обещания, а потом эмбарго. И уже при закрытом рынке следуют объяснения и дипломатические действия. Если такова будет политическая воля, эмбарго будет наложено», – сказал Gazeta Wyborcza Томаш Солис, заместитель руководителя польского Союза садоводов.

Артур Влодарский, Якуб Вонтор