Теперь же НПО «Мостовик», если выживет, больше с государством связываться не будет, следует из сегодняшнего расследования газеты «Ведомости».

 
НПО «Мостовик», на днях подавшее заявление о банкротстве, объяснило свой шаг «завершением крупных проектов, многие из которых имели убытки». В Сочи «Мостовик» получил контракты примерно на 70 млрд руб. и сдал к Олимпиаде десяток объектов: ледовый стадион, санно-бобслейную трассу, сети, гостиницу на 700 мест и т.д., рассказывает представитель компании. Но ни один из них прибыли ей не принес.

Например, выиграв право на проектирование и строительство санно-бобслейной трассы за 3 млрд руб., основной владелец «Мостовика» Олег Шишов пытался согласовать с федеральными властями увеличение сметы до 12 млрд руб. Дело в том, что строителям пришлось потратиться на решение проблемы с оползнями — ведь безопасности трассы угрожают даже сантиметровые колебания, объясняет близкий к компании источник. Но власти согласились заплатить лишь 7 млрд руб.

 

На вокзальном комплексе «Альпика-сервис», который «Мостовик» строил по заказу РЖД, корпорация не смогла заработать, потому что заказчик долго пересматривал проект, а потом все пришлось строить в сжатые сроки, что всегда требует больших инвестиций. А при строительстве тоннеля на дороге-дублере Курортного проспекта в микрорайоне Мамайка в марте прошлого года произошел обвал земли, и «Мостовику» пришлось устранять аварию.
 

«Все риски необходимо просчитывать тщательно и на начальном этапе. Есть проекты, от которых нужно отказываться, если не уверен, что можешь потянуть, — комментируют эксперты газеты. — Если подрядчик выиграл торги, а потом выяснил, что он плохо изучил конкурсную документацию, — это уже его проблемы. Бюджет города не будет оплачивать его ошибки».
 

В Сочи никого не затаскивали на строительство объектов — все приходили, изучали проектную документацию, подписывались под ее условиями и никто не приостанавливал стройку, даже когда понимал, что выбивается из бюджета, вспоминает Леонид Моносов, работавший несколько лет вице-президентом «Олимпстроя». Тот же Шишов из «Мостовика» особенно рьяно сражался за олимпийские объекты, говорит Моносов.

Подрядчики надеялись «отжать» государство, полагая, что на Олимпиаде оно экономить не будет, объясняет федеральный чиновник. Настоящая же проблема строителей в том, что крупных госзаказов с каждым годом все меньше и бороться за них, даже имея административный ресурс, все сложнее, считает он. Олимпиада стала катализатором проблем в отрасли, потому что подрядчики надеялись покрыть предыдущие убытки за счет сверхприбыли в Сочи, но получили новые убытки, резюмирует собеседник«Ведомостей».

 
 
Задача руководителя строительной организации — добиться, чтобы у компании был равномерный финансовый поток, но далеко не у всех это получается, отмечают эксперты издания. И тогда они влезают в долги. «Мостовику» приходилось обращаться в банки, для того чтобы справиться с форс-мажорами в Сочи, и теперь его кредитный портфель превышает 37 млрд руб., тогда как выручка компании за 2013 г., по данным чиновников, 43 млрд руб.
 

«Мы уже вряд ли пойдем на госконтракты. Если выживем, будем заниматься коммерческими заказами, инвестиционными. В конце концов, есть концессионные объекты — они не дают возможности обогатиться, но предсказуемы и стабильны», — говорит один из менеджеров «Мостовика».
 

Помимо омской компании, разорены еще два олимпийских строителя. Три несостоятельные компании — это только начало, вал новых банкротств еще впереди, говорит один из сочинских подрядчиков.
 
Никита Летов