Эксперты из журнала «Бизнес-курс» высказали свое мнение по поводу возможности скорой смены власти в регионе.

Валерий Каплунат, председатель совета директоров ООО «Омсктехуглерод»: «В Омске налицо конфликт между региональной властью и силовиками».

– Сегодня очевидно, что в Омске есть скрытые противоречия между исполнительной властью и силовиками. И в принципе, это неплохо – как говорится, на то и щука, чтобы карась не дремал. Главное, чтобы все – и городские, и областные власти, и силовики – руководствовались не сиюминутными конъюнктурными интересами, а пользой для общего дела. Еще раз повторю, конкуренция разных ветвей власти – нормальное и полезное для общества явление, главное – вовремя отсекать от возможности прийти во власть различного рода авантюристов, заботящихся в первую очередь о своем кармане.
Отмечу, что сегодня в Омске неплохая команда силовиков – два боевых генерала, не паркетники, четко держат ситуацию под контролем. Но вот, увы, пока четких форм взаимодействия с региональной властью не выстроено. Что я имею в виду?
К примеру, пресловутое «дело Меренкова».
Когда на меня заводились уголовные дела, то обвинения предъявлялись на пятый день, далее следовала в лучшем случае подписка о невыезде. А что по Меренкову? Следствие ни шатко ни валко шло целый год! Была странная игра. следователи с ленцой преследуют министра, как будто говорят: «Эй, ребята, ну договоритесь вы уже наконец в Москве, и мы от вас отстанем…» Можно даже сказать жестче: не предъявляя Меренкову обвинение, не делая своевременно Назарову представление о необходимости его увольнения, Меренкова фактически подталкивали к побегу и вольно-невольно подставляли губернатора.
Побег Меренкова – результат неправильных вза­имоотношений ­между региональной властью и силовиками. В итоге в про­игравших обе ­стороны.
А по Ярковому что?! В Омске пытались шантажировать одного из самых высокопрофессиональных и высокопорядочных судей! Тягчайшее преступление! Насколько мне ­известно, есть два заявления в правоохранительные органы по этому поводу от Владимира Яркового и Виктора Назарова. Почему же силовики молчат? Почему никому не предъявлено обвинение? В организации давления и шантажа необходимо выявить тайного драматурга.
По поводу же возможной скорой отставки губернатора Назарова – не вижу никаких предпосылок для этого. Давайте загибать пальцы. Уголовные дела, возбужденные на Назарова и членов его команды за правонарушения, совершенные в период его губернаторства, есть? Мне, по крайней мере, об этом ничего не известно. Социально-экономические показатели – выше средне-российских. В специализированных рейтингах Назаров также на нормальном счету. Полпред Толоконский, по-моему, не зря к нам заезжал, а с целью выразить поддержку в том числе. Министр Слюняев ясно выразил одобрение региональной власти. А самое главное – кто у нас на горизонте, если не Назаров? Любители дорогих вин и сигар, способные только на то, чтобы давать пустые интервью?
 Понятно, что сегодняшняя ситуация вызвана в том числе и, мягко говоря, не самой сильной кадровой политикой Виктора Ивановича, и, возможно, где-то излишним либерализмом. Полежаев-то сразу же всех несогласных «подстригал». Что ж, чему-то можно учиться и у Полежаева...

Александр Лихачев, председатель общества по защите прав потребителей в сфере ЖКХ: «Губернаторов нередко снимают без объективных причин».

– Никогда не гадаю на кофейной гуще, считаю, что ответственный человек должен говорить только о том, что он знает или с большой долей вероятности может предполагать. Поскольку мы находимся в ногах пирамиды власти, то о чем думают в высоких кабинетах, не знаем. Однако замечу, что нередко у нас губернаторов, на мой взгляд, снимают без объективных на то причин. И первый пример – Полежаев, которому месяц не дали доработать до нового закона, после принятия которого уже он бы решал: идти ему на выборы или нет, а омичи бы решали – выбирать-не выбирать. Или губернатор Амурской области. Я не считаю преступлением то, что он рубль добавил к тарифу, чтобы содержать футбольную команду «Амур».

Юрий Шатилов, директор консалтингового агентства «Ладно»: «У нашей власти вечный кризис».

– Какие могут быть прог­нозы в стране, присо­единившей Крым? Шутка. А если серьезно, то по-моему, у нашей власти вечный кризис. Беда в том, что актуальной повестки дня у наших чиновников не существует. Носились с некой стратегией, вроде придумали, теперь надо воплощать. Не так ли? А вместо этого - постоянное тасование пустых скандальных карт. Поэтому, по-моему, это не кризис, а ощущение тумана как в головах, так и вокруг них. Я с ужасом думаю, что будет, когда пройдет 300-летие Омска, что тогда будет на повестке дня, не­ужели 400-летие? Подковерная же деятельность мало интересна и полезна омичам.

Сергей Мизя, директор ООО «КомИнформ»: «Да при чем тут Гамбург!».

– Можно ли сегодня говорить о кризисе власти в Омской области? Да, особенно о кризисе муниципальной власти. И связано это не в последнюю очередь, по моему мнению, с первым лицом города. Всем очевидны и проблемы, которые есть в регионе в целом.
Основные причины? Состояние экономики и ­неверная кадровая политика. Имею ли я в виду Юрия Гамбурга? Да при чем здесь Гамбург! Если почитать омские газеты и особенно интернет, то вся власть в городе состоит только из одного Гамбурга. Он один из немногих, кто в областном правительстве имеет большой опыт работы на государственной службе. Этого опыта очень не хватало многим другим, поэтому часть команды губернатора уже сменилась, скорее всего, будут и еще перемены. Но никаких серьезных предпосылок для смены Кремлем губернатора в Омске я не вижу.
Скандал с беглым министром? Могу только повторить известную фразу: «Голова – предмет темный и исследованию не подлежит». Не знаю, зачем он пустился в бега. Для меня очевидно другое - во время «огородной аферы» Вадим Меренков был мелким муниципальным клерком. И сложно поверить, что он действовал самостоятельно, и градоначальник Виктор Шрейдер не знал, чем занимаются его сотрудники. Недавно об этом публично заявил депутат Горсовета Валерий Кокорин: «Почему считается, что это силовики активизировались? Почему никто не говорит, что чиновники обнаглели? У нас был период в городе, когда большая часть городских участков была реализована по заявительному принципу. Все делалось тайно, под ковром, указания давал глава администрации города» (цитата по газете «Вечерний Омск»).
Скандал вокруг судьи Яркового выглядит каким-то уж и вовсе странным. Какое-то видео с монтажом, сотрудник администрации, который приходил к судье в неприемное время за консультацией по поводу ДТП, заявление судьи в ФСБ о шантаже – фантасмагория полнейшая. Ведь уголовное дело еще находится в следственном комитете, обвинение не предъявлено, дело еще не было в прокуратуре, и вряд ли председатель областного суда стал ­лично ­вести столь скандальный процесс, как правило, для этого предназначены заместители. А после публичного скандала адвокаты точно стали бы настаивать на рассмотрении дела другим судом и т.д. Все это наталкивает на мысль, что есть некое закулисье, лидеры которого хотят скорейшей смены областной власти, ибо их время и окно возможностей уходит.
Думаю, какое-то отношение к этому имеют директор радиозавода Иван Поляков, депутат Олег Денисенко, свои интересы есть у сенатора Андрея Голушко. Медиахолдинги создаются, как правило, для решения политических задач, особенно когда они дотационные. По поводу участия Лео­нида Полежаева – не знаю, хотя, думаю, он был бы рад провалу своего преемника. Выгорит ли что-то у «поляковцев»? Если использовать спортивную терминологию, думаю, что это был фальстарт. И если вдруг победит «закулисье», омичи точно проиграют – очевидно, что все вышеупомянутые господа рвутся к власти с одной целью: поправить свой пошатнувшийся бизнес.

Инна Ветренко, заведующая кафедрой политологии ОмГУ: «Все зависит от федеральной «крыши».

– Думаю, что все последние скандалы в какой-то мере случайно совпали по времени. Является ли это некой тенденцией и тем более поводом к отставке, нужно разбираться, что наверняка сегодня и делают в московских кабинетах. У губернатора Назарова очень хорошее лобби в верхах, и если поддержка будет такой же сильной, как и при его ­выдвижении, то ничего страшного для него не произойдет.
Пиар-служба губернатора в этой ситуации работает крайне непрофес­сионально. Поиск виноватых, извините за грубость, «тявканье» на СМИ – это не вариант. Целостная система пиар-поддержки губернатора отсутствует, по-моему, это вообще с самого начала было самое слабое звено в его команде. Ему нужен хороший спичрайтер, имиджеолог, профи по связям с общественностью.

БК №14 от 16.04.2014 г.