Несколько лет назад в одном из интервью я говорил о том, что, по моему мнению, экономика Омской области «достигнет дна» тогда, когда рухнут «бизнес-империи-пузыри» Олега Мкртчяна, Юрия Шушубаева, Олега Шишова, Андрея Голушко и Михаила Сутягинского.

«Коминформ» на протяжении 20 лет занимается проблемами безопасного ведения бизнеса в России, и с Олегом Владимировичем мы даже некоторое время сотрудничали. Шишов пошел по удобному пути тесной связи с местной властью при «рыхлой» внутренней структуре. В том, чем занимался Олег Владимирович, в цивилизованном мире могли бы усмотреть признаки коррупции, впрочем, для современной российской экономики это скорее норма. Конечно, легче строить бизнес, не имея проблем с фискальными органами, не выдерживая натиск силовиков. За более чем 20 лет деятельности «Мостовик» с такими затруднениями практически не сталкивался.

Экс-депутата Горсовета Александра Тарасова, руководителя строительной компании «Полет и К», недавно признали виновным в «неисполнении обязанностей налогового агента, совершенном в особо крупном размере». «Мостовик» шесть месяцев не платил людям зарплату, задолжал им почти 2 миллиарда рублей, и никаких проблем ни с налоговой, ни с трудовой инспекцией! Видимо, потому, что Олег Владимирович - председатель комитета финансовой и бюджетной политики Законодательного Собрания Омской области, а, может, просто «везунчик». В чудеса не верю. Сейчас его рассуждения о давлении на бизнес, об угрозе недружественного банкротства - это детский лепет.

Шишов всегда работал с государственными заказами. Владимир Владимирович Путин как-то заявил, что все затраты на капитальное строительство у нас завышены в два с половиной раза. Понятно, что прибыли были запредельными. А иначе откуда брались эти сумасшедшие траты на строительство храмов, на любимую игрушку бывшего губернатора «Авангард»? Или на другую игрушку, уже личную, Олега Владимировича - английский самолет бизнес-класса «Гольфстрим», для которого требуется индивидуальное аэродромное обслуживание, два иностранных пилота и прочее обслуживание. Такой борт еще есть только у Андрея Голушко.

А охотничьи угодья? Да никакой бизнес не выдержит трат, его сжирающих. Звенели ведь звоночки «Мостовику», что есть проблемы с финансами. Да и с технологией строительства далеко не так хорошо, как должно быть у бренда. Выкопал переход на Б. Хмельницкого - бросил, прогнулся и чуть не рухнул пролет моста на южном обходе города Омска и т.д.

По степени бездумных трат в нашей области с Шишовым может сравниться только Иван Поляков. Создал медиахолдинг мирового уровня, как сказал его директор Павел Паутов, видимо, чтобы соответствовать мировым «олигархическим» стандартам. Телекомпания мирового уровня Полякова-Паутова - это проект-аналог проекту «Е-мобиля» Михаила Прохорова с одной лишь разницей: олигарх потратил несколько сот миллионов долларов собственных средств и продал проект государству за 1 евро, Поляков потратил деньги собственного предприятия и кредиты банков. Недавнее приобретение – мусорные акции фирмы-оператора по строительству аэропорта, а по сути однодневки.

Эти безумные траты на билборды по всему городу, в то время как «Радиозавод имени А. Попова» планомерно движется к краху. Зачем все это? Хочется стать «надежным звеном» в команде будущего губернатора? Сейчас другое время - экономический и политический кризис в России. Возможно, он заставит обратить внимание правительство страны на то, что реально происходит в экономике на местах.

Когда государство вкладывало средства в остров Русский, а в Омске - в строительство метро, аэропорта - недострои, которые теперь еще и содержать нужно, Шишову, видимо, казалось, что денег будет немерено всегда. «Мостовик» легко выигрывал тендеры, при этом гоняя деньги с одного счета на другой. Но в 2013 году силовики, проверив олимпийские объекты, запретили «Мостовику» вольно распоряжаться государственными контрактами, перекидывая средства с одного на другой. И «тришкин кафтан» рассыпался на фрагменты. Денег просто стало не хватать на все. Кредиты не спасают. Долг Сбербанку – почти 19 миллиардов, а есть еще долги Альфа-Банку, Газпромбанку…

В прошлом году был скандал с возбуждением уголовного дела в УВД по Краснодарскому краю, где «Мостовик» обвиняли в покушении на завладение 25 миллиардов путем умышленного завышения стоимости строительства олимпийских объектов. И если производство по нему вновь начнут, то это просто катастрофа для любого бизнеса в России.

Никто в «Мостовике» практически не анализировал, и не следил за внутренними издержками фирмы. Банкротство - логичный итог. Бренд «НПО Мостовик» уже не вернуть. Думаю, что арбитражный управляющий может вскрыть такие факты, что впору задуматься и нынешнему мэру Омска Вячеславу Двораковскому как бывшему главному инженеру «Мостовика».

Сергей Мизя, член экспертно-консультативного совета при губернаторе Омской области, директор ООО «Коминформ».