Сразу в двух номинациях - «Лучшее визуальное решение» и «Лучшее название» - победил в этом году на конкурсе «Держи марку!» бренд «Азovo». Управляющий азовской птицефабрикой Сергей Клепцов рассказал корреспонденту БК55, как не превратить яичный бизнес в гоголь-моголь.

 

– «Азовская птицефабрика» – бренд на слуху. Почему назрела необходимость ребрендинга?
– Изменилась философия компании, изменилась и продукция. Сегодня общая тенденция рынка заключается в том, что производители кладут в яйцо как можно больше добавок – и йод, и селен, и омега-3… Это мировая тенденция, и лидеры просто обязаны внедрять у себя эти новшества. Птицефабрика «Иртышская», несомненный лидер омского рынка, которая производит около миллиона яиц в день, следит за «яичной модой». Философия же нашей компании заключается в отказе от всего этого. Мы пришли к тому, что яйцо по своей природе и так является уникальным продуктом. В нем уже содержится все необходимое для человеческого организма.
Мы производим натуральный естественный продукт. 80 процентов нашей продукции реализуются на местном рынке, мы хотим быть причастными к заботе о здоровье омичей. У нас не очень большое производство, но при этом мы сами можем выбирать свою целевую аудиторию.


– Каково «небольшое производство» в цифрах?
– 81 миллион яиц в год. Плюс 320 тонн мяса птицы: но это промышленное мясо, оно используется в производстве фаршей и колбасных изделий. Сегодня по объемам производства мы на втором месте в области.

– Как родилось то яйцо, которое сейчас украшает вашу фирменную упаковку и которое стало фаворитом у экспертной группы «Держи марку!»?
– Концепцию мы придумали сами, за визуальным воплощением отправились в рекламное агентство Oxymoron. Там нам сделали визуализацию наших представлений о свежем, натуральном и полезном продукте. Было 3-4 промежуточных варианта, и в итоге получился, на наш взгляд, очень успешный образ. 15 декабря мы вывели этот бренд на омский рынок.

– Можно ли сейчас говорить о каких-то результатах ребрендинга?
– Конечно, еще очень рано. Первые замеры будут лишь через полгода. Наш рынок имеет определенную сезонность, фазы падения и роста. Через год, подведя итоги, мы будем готовы делиться информацией.


– Как вы охарактеризуете рынок сегодня?
– Растет примерно на 3-5 процентов в год. Как и большинство рынков основных продуктов питания, входит в фазу стагнации. Отрицательный демографический фактор, а также снижение реальных доходов населения не позволяют этому рынку расти активнее. На сегодняшнем омском рынке представлены четыре местных производителя. Это Иртышская птицефабрика, Любинская птицефабрика, компания «ОША» и мы.


– Чем сегодня можете похвастать, кроме того что выстояли на рынке?
– Например, маркой «Десятка лучших»: мы первые в Омске, кто начал сортировать крупное яйцо высшей категории и уложил его в специальный контейнер. Или маркой «Снесено сегодня» – это десяток яиц, который поступает на прилавки магазинов, можно сказать, прямо из-под курицы и продается в магазине ровно один день. Обе эти марки вошли в «100 лучших товаров России» в 2012 году.


– Довольно рискованный шаг…
– Пожалуй. Но это репутационный шаг. Этот продукт работает на нашу общую философию. Потребители «Снесено сегодня», вопреки нашим ­прогнозам, не только люди с достатком выше среднего (розничная цена «Снесено сегодня» на 10 рублей выше, чем на обычные яйца, – прим. ред.), а самые разные омичи – те, кто предпочитает самое свежее и самое вкусное.


– Чем еще планируете удивлять?
– Мы занимаемся пастеризованным меланжем – это яйцо без скорлупы, фасованное в специальные пакеты, востребованное в кондитерском и мясном производстве. Наша технология больше подходит для мясного производства: по части меланжа мы работаем с новосибирской «Дарко», омской «Дариной» и другими производителями. Не все предприятия на сегодняшний день готовы работать с пастеризованным меланжем: это вопрос переделки их собственных технологий. Если в западных странах доля меланжа порядка 10-15 процентов, в России – всего 2-3 процента. Можно рассматривать это как перспективу, но отдавать себе отчет в том, что люди очень долго не будут готовы к тому, чтобы переписывать технологии, переделывать рецепты.


– Но вы не боитесь рисковать?
– Мы хотим производить натуральный и безопасный продукт. Надо сказать, и многие производители не хотят работать с химией, выносить таблицу Менделеева на собственные этикетки. Натуральные продукты становятся все более востребованными, и мы хотим изначально идти по этому пути, а не перестраиваться потом, в процессе. Есть идея предложить меланж и розничным покупателям. Вы сможете купить в магазине отдельно белок или отдельно желток в бутылочке. Или готовую смесь для омлета. Одна питерская компания делает подобные вещи, и они довольно востребованы в столичных городах, где более высокий темп жизни, и у жителей, как правило, нет времени на сто­яние у плиты. А тут открыл тетрапак, вылил на сковороду. Или в тесто. К тому же белок пользуется спросом у спортсменов: это очень популярная тема в фитнес-центрах, магазинах спортивного питания. Производитель ставит фирменные холодильники, параллельно продвигая свою марку.


– Вы думаете, это будет востребовано в достаточно консервативном Омске?
– Будем пробовать. Не сегодня и, наверное, даже не завтра. Но мы следим за рынком и не упустим момент.

 3 мифа о яйце

Яйца с коричневой скорлупой вкуснее, чем с белой. Это не так. «Смуглые» яйца несут наседки азиатских пород, светлые – европейских. Это их единственное отличие.

Яйца надо мыть сразу после покупки. Вода смывает со скорлупы защитную пленку, и продукт портится намного быстрее. Поэтому на птицефабриках яйца не моют. Делать это лучше всего перед готовкой. 

Яйца полезны мужчинам. Многие известные любовники предпочитали коктейли, в состав которых входило яйцо. Его разбалтывали в коньяке или темном пиве. Однако медики не обнаружили в яйцах никаких веществ, сказывающихся на мужской силе.

Досье

ЗАО «Русь» основано в 1965 году. Входит в тройку лидеров Омской области по производству куриного яйца и мяса птицы. Собственником предприятия является Игорь Николаенко, который занимается стратегическим и оперативным управлением.

Беседовала Елена Ярмизина

Материалы рубрики «Аграрный сектор» публикуются в журнале «Бизнес-курс» и на сайте bk55.ru при финансовой и организационной поддержке ООО «Омсктехуглерод».
Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.