Глава НПО «Мостовик» Олег Шишов рассказал БК55, почему он пока не видит в разработках обласканного вниманием омских властей американского профессора Вукана Вучика реальной альтернативы проекту его компании.

– Олег Владимирович, Вы уже ознакомились с проектом профессора Вучика? Его концепцию уже сравнивают с вашим проектом.
– Сравнивать можно и нужно сравнимые вещи, а не, например, трактор с паровозом. В данном случае сравнивать пока просто нечего – проекта, в том смысле, в котором я это слово понимаю, у Вучика нет. Проект – это целый комплекс, набор разных документов, соответствующих целому ряду законодательных норм и нормативов. Который в конце концов должен пройти главгосэкспертизу.

– Но Вучик же может потом превратить свою концепцию в проект?
– На самом деле я и настоящей, полноценной концепции пока не видел. А что касается «может превратить» или «не может»… Скажу так – ни один иностранный проектный институт еще не смог пройти в России главгосэкспертизу. Я не буду сейчас называть конкретные компании, бренды, но, поверьте, это очень крупные, солидные иностранные фирмы. И они в итоге обращаются за помощью к нам, к «Мостовику». Просто иностранцам очень трудно учитывать российскую действительность...

– Что вы имеете в виду?
– Там есть экономика, геология, есть генплан, комплексная транспортная схема, учитывающая точки пересечения нашего условного метро с другим транспортом. При проектировании необходимо получить все разрешения – МЧС, пожарных, экологов... Чтобы в один момент не возникло вдруг какое-либо препятствие непреодолимой силы. А оно может быть совершенно неожиданного характера. Например, когда мы строили «всего лишь» метромост, владелец одного из частных домов, который требовалось снести, семь раз женился и развелся. Что называется, со всеми вытекающими…
Чтобы все такие моменты учесть, мы наш проект создавали, корректировали и утверждали пять лет – ездили по всему миру, изучали опыт, работали со специализированными институтами. Кто-то думает, что вот, мол, Омску предлагают со стороны действительно инновационные идеи, а «Мостовик» все роется со своим метро. Между прочим, слово «метро», пусть с добавлением «инновационное», осталось в названии нашего проекта просто потому, что в федеральной целевой программе, по которой идет финансирование, было написано именно «строительство метро». А в таких вещах иногда нужно очень щепетильным быть – нам как-то уже приходилось существенно перерабатывать документы просто потому, что какое-то одно слово не в том падеже стояло…
По сути же у нас проект того самого ЛРТ (легкий рельсовый транспорт), который нам пытаются противопоставить. Проект действительно инновационный. А у нас в стране даже норм на проектирование такого вида транспорта нет – нам самим пришлось написать их и утвердить в Минрегионе. Причем по объему они получились для нашего проекта больше, чем имеющиеся для традиционного метро. Впрочем, это понятно – сам проект сложнее из-за большой компьютерно-информационной составляющей, из-за современных систем безопасности… Вот когда то, что предлагает профессор Вучик, будет таким проектом, тогда и можно будет сравнивать. Пока же все это как минимум некорректно. Особенно сравнение предполагаемых затрат.

А Вы сами уже встречались с Вучиком?
– Нет, был занят.

Записали Наталья Николаева и Олег Ледянский