Эксперт по транспортным системам из США Вукан Вучик назвал омские перевозки «услугами низкого качества» и отметил, что они появились в результате ряда ошибок властей.

 

Профессор транспортного планирования университета Пенсильвании Вукан Вучик, который в настоящее время пребывает в Омске по приглашению губернатора Виктора Назарова, рассказал о своем видении местных транспортных проблем.

 

- К сожалению, в развитии общественного транспорта был сделан ряд ошибок, и это в том числе привело к дерегулированию транспортного рынка и появлению маршруток, - отметил зарубежный гость. - Маршрутки могут быть быстрыми и удобными, но это услуга низкого качества. Кроме того, мы фактически заставляем конкурировать маршрутки с общественным транспортом, хотя они выполняют совершенно разные функции. Общественный транспорт имеет социальную функцию, маршрутки - представители свободного рынка. Примерно то же самое было сделано в США в 20-е годы, когда они столкнулись с той же проблемой.

 

Чтобы решить транспортную проблему в Омске и оказывать населению «качественную услугу» по перевозке, необходимо в ближайшие годы внедрять легкорельсовый транспорт. Только он может спасти миллионник от пробок и систематизировать работу маршруток. Тем более что тратить баснословные деньги на это не нужно.

 

- Те трамвайные пути, которые есть в Омске, уже находятся на выделенных полосах, поэтому их легко и достаточно дешево реконструировать. Мы предлагаем ЛРТ, так как эта система существенно отличается от трамвая. Это не трамвай, а совершенно новый вид транспорта - тихий, плавный. Если мы реконструируем существующие трамвайные пути для ЛРТ, то реконструкция займет 10% от суммы строительства новых путей, - объяснил Вучик.

 

Кроме того, у ЛРТ устанавливается система приоритетного проезда. Это специальные светофоры, которые включаются зеленым светом, как только вагон ЛРТ подъезжает к перекрестку.

 

- Уровень обслуживания системы легкого рельсового транспорта сравним с уровнем обслуживания метрополитена, при этом мы получаем значительно большую сеть. А если мы получаем большую сеть, то это большее покрытие города и, соответственно, мы обеспечиваем большее количество пассажиров, чего мы и добиваемся по нашей программе, - сообщил профессор-урбанист.

 

Новый вид транспорта необходимо будет согласовать с автобусами, троллейбусами, маршрутками. Для этого потребуется какой-то промежуток времени. Вучик не предлагает совсем отказываться от маршруток, однако уверен, что с ними крайне необходимо провести определенную работу.

 

- В плане регулирования здесь нужно сказать, что маршрутки тоже имеют право на жизнь, но их движение должно быть регулируемым, чтобы все движение осуществлялось в соответствии с расписанием, а не так, что маршрутки приезжают и забирают лучших пассажиров, а худших оставляют на остановке, - заявил Вукан Вучик. - Подобная ситуация сложилась в Великобритании, когда по идеологическим причинам крайние правые в правительстве решили ввести тотальную концепцию свободного рынка, тем самым дерегулировали рынок общественного транспорта и снизили затраты, но, оказалось, снизили пассажиропоток. Главное - это согласованность.

 

Пассажиры, как уверен исследователь транспортного обеспечения в городах, не должны перескакивать с одного транспорта на другой и платить по несколько раз, так как это делает общественный транспорт неэффективным и неудобным.

 

Наталья Фролова