Закончился 2013 год, который приблизил нас к знаменательной дате — 300-летию Омска.

 

Начало подготовки было очень обнадеживающим, что мы встретим эту дату достойно. Президент В. Путин утвердил программу, которая предусматривала выделение капвложений в сумме более 100 млрд рублей. В эту программу были включены три объекта, осваивающие основные финансы, плотина, метро и аэропорт. Все эти объекты были представлены в Москву областной властью без обсуждения с городом и общественностью их необходимости, т.е. область гарантировала завершить эти стройки к юбилею. Но как говорит пословица, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. К сожалению, голубая мечта омичей прокатиться на метро, летать из нового аэропорта, попить воды из водохранилища отодвинулась на неопределенный срок. Новая областная власть пытается реанимировать покойника по имени метро и в очередной раз «втюрить» бюджет в этого безнадежного мертвеца.

 

Одна из идей запустить какой-то подземный трамвай (не дай бог, чувствовать себя как в гробу).

 

То новая идея: пригласили к нам консультанта — какого-то знаменитого профессора из США, который разберется с этой проблемой. В общем, барин к нам приедет, барин нас рассудит. Видимо, и заплатить этому специалисту придется не рублями, а евро в сумме не менее 6-значного числа.

 

В период нашей «бархатной» революции Ельцин уже приглашал советчиков от дяди Сэма, они успешно квалифицированно поработали и развалили Советский Союз. Так что опыт уже есть, теперь надо повторить его в Омске.

 

В «КВ» №9 от 12.13.14 г. обозреватель Н. Горнов в статье «О прощании славянки с метромечтой» снова поднял вопрос о дальнейшей судьбе этого транспорта.

 

Но уж если начали искать идею, что делать дальше, то почему бы ее не продолжить. Ну, например, — почему трамвай, а не подземный автобус — не надо рельс и проводов, или подвесную дорогу, как в Сочи? И пожалуй, самое подходящее — запустить конку. Для нее кроме телеги и лошади ничего не надо. Надел на морду лошади торбу с овсом, вот тебе и двигатель. К тому же можно будет вспомнить ретротранспорт восемнадцатого века.

 

Да, чуть не забыл — есть еще китайский рикша. Здесь еще одно преимущество — снижается безработица, и цены пониже, и облегчение бюджету.

 

Если говорить из другой области, то почему бы не разместить базар, киоски, боулинг или винные погреба?

 

Это все сказано для того, что пора определяться, не метаться, не строить иллюзии, что с неба прилетят деньги — Москва их не даст.

 

Губернатор, как мне кажется, считает, что затрачен 1 млрд рублей и надо продолжать строительство. Надо уже теперь думать, где искать в 2-3 раза больше денег на продолжение строительства для того, чтобы город потом имел убытков порядка 300 млн руб. ежегодно.

 

К тому же метро не уменьшит грузопоток. Вряд ли омичи пересядут с личного транспорта на метро. Сегодня каждый третий омич имеет автомашину (350 тыс. единиц). Надо проявить политическую волю, перестать сидеть на двух стульях, законсервировать строительство, как это сделал Красноярск, и деньги направить на расширение и качество улиц, стоянок, развязок, парковок, светофорное движение и освещение, строительство подземных и надземных переходов, приобретение необходимой техники разного напряжения.
Возможно, когда население города достигнет 2,5 млн человек, как обещала нам когда-то область, то вернуться к вопросу метро. Не спонтанно, а по-научному, имея ТЭО и профицитный бюджет. Для справки: сегодня долг области составляет 37,8 млрд рублей — 75% от годового дохода регионального бюджета (данные минфина).
Если так и дальше пойдут дела, то город объявят банкротом и выставят на торги. Может, кто-нибудь купит.
Второй пшик получился по аэропорту. Область, отказавшись от субсидий со стороны государства, выкупила долю и стала единовладельцем. Каким только инвесторам со всего света не предлагалось финансовое участие, но дальше переговоров дело не продвинулось. Желающих не нашлось. Зато, видимо, чтобы показать, что работы идут, по указанию области ООО «Мостовик» в одно мгновение снесло все, что было построено в прежние еще советские времена. Для чего — непонятно. За эту операцию «Мостовик» получил из бюджета примерно 40 млн рублей. Это еще один объект, который должен был быть построен к 2016 году.
И, наконец, третий ребенок, который должен был появиться на свет, — гидроузел. Он должен был обеспечить Омск стабильно водой в любое время года. О больших сомнениях в правильности предложенного проекта в печати было опубликовано немало. Сейчас, когда выполнен большой объем работ, вдруг возникли дополнительные вопросы, которые практически приостановили дальнейшие работы. Это несущие способности грунтов, усиленная фильтрация.
К тому же ввод в эксплуатацию невозможен по санитарным нормам — сбросной коллектор от городских очистных сооружений в водохранилище (будем так называть его), что недопустимо. Необходимо коллектор выносить за плотину, на что потребуется 2-5 млрд рублей (зависит от места сброса). Т.е. ООО «Мостовик» требует переработки проекта. А это время. Кроме того, появилось желание комиссии вернуться к предложению оппонентов построить мостовой переход над плотиной и «воткнуть «турбину для собственного электропотребления».
Таким образом, роды не состоялись. Город Омск не пополнится объектами, заложенными в мероприятиях.
Сегодня в Москве проходит защита скорректированного плана мероприятий к 300-летию. Но для чего же в него заложены опять затраты на эти объекты? Ну ладно, плотину уже никуда не денешь. Слишком поздно. Но зачем двумя другими объектами отнимать так нужные деньги у города и закапывать их в землю? Тем более, у города есть масса первоочередных работ, которые нужны впереди паровоза, то бишь аэропорта и метро. Это капитальный ремонт, аварийное жилье 335-й серии, детсады и др.
Почетный гражданин Омска Юрий Глебов