В связи с ситуацией вокруг Крыма просто необходимо вспомнить про Косово. 22 июля 2010 года в Гааге Международный суд ООН вынес «историческое» решение. Он рассматривал вопрос о соответствии декларации независимости Косова от 17 февраля 2008 года международному праву.

Оказалось, что, как говорится в решении суда, «провозглашение декларации о независимости не нарушает каких-либо применимых норм международного права». Вот тебе раз! Сепаратисты ведь не удосужились даже провести референдум, не попытались хотя бы опросить жителей части сербского государства. Просто самозванные «органы самоуправления» Косова приняли эту «Декларацию о независимости», и этого оказалось достаточно для строгого Международного суда, чтобы он согласился на отделение исконных исторических территорий от Сербии. Действительно, именно здесь, на Косовом поле, зародилось государство сербов, это была колыбель этой нации.

Вариант одностороннего провозглашения независимости Косова без учета мнения Сербии не получил одобрения Совета Безопасности ООН. Такое решение наверняка бы не состоялось хотя бы только из-за позиции России, которая, несомненно, наложила бы свое вето на такой проект. И вот тогда этот «недорешенный» вопрос вдруг переправили в Международный суд, где не действует право вето постоянных членов Совбеза. Хитрый и беспринципный финт. Фактически обошли Совет Безопасности, который по отделению Косова не принимал решение. Международный суд подменил собой Совбез ООН! Беспрецедентно! Но зато это создало прецедент, и прецедент для многонациональных государств опасный.

Подождите, но как же тогда важнейший принцип нерушимости границ и территориальной целостности государств? Ну да, этот принцип считается основным. Но по важности с ним всегда соперничал принцип права наций на самоопределение. Спрашивается, а какой из них все же приоритетней? И вот тут начинается самое интересное. Задайте этот вопрос той стране, которая взяла на себя роль международного жандарма и арбитра. И если вам честно ответят, то получится так: «А это в зависимости от конкретной ситуации». А если совсем честно, то ответ будет таковым: «Смотря какой принцип в каждом конкретном случае более всего соответствует интересам США». Ну а коли так, то несогласных с этим, скажем, сербов, надо принудить к такому признанию силой. Можно даже пробомбить столицу Сербии Белград, потому что там сидит «неправильное» правительство. А вот в других случаях Вашингтон стоит на «принципиальных» позициях поддержки нерушимости территориальной целостности государств.

«Ваш ОРЕОЛ» № 12 от 19 марта 2014 г.