Весеннее настроение – чувство интернациональное, и оно диктует написать о чем-то возвышенном, например о музах, которые никогда не молчат даже в периоды обострения международной обстановки.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
А.С. Пушкин
Під блакитними небесами
Чудовими килимами,
Виблискуючи сонцем, сніг лежить.
А.С. Пушкiн
Верный теме провинциальной жизни, на этот раз хочу рассказать о… народном театре. Да-да, о настоящем театре, в составе которого жители провинциального и по-своему уютного городка Называевска однажды поименованному Западными воротами Омской области.
Что они вытворяют уму непостижимо! Причем за идею, в этом театре зарплаты нет.
Недостаток актерского образования они восполняют искренней игрой, особым душевным состоянием, умением устанавливать контакт с аудиторией. Самодеятельные артисты этот контакт чувствуют, настраиваются на одну волну со зрителем и как итог – дружные аплодисменты и даже овации.
Солдатенко Валентина Григорьевна и Авдеев Геннадий Фёдорович в одной из сатирических сценок
Курышев Сергей Фёдорович в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты»
Есть такое выражение: «играть на разрыв аорты», то есть с полной самоотдачей, самозабвенно.
Именно так стараются играть в Называевском народном театре.
В конечном счете актер – это не просто запись в дипломе, это состояние души. Помните, как сказал Уильям Шекспир:
Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
(Комедия «Как вам это понравится», акт II, сцена VI, Жак)
(пер. Т. Щепкина-Куперник)
А еще был случай
Если бы не желание бывшего губернатора Леонида Полежаева, то Называевский народный театр, наверное, до сих пор репетировал бы и ставил бы спектакли в старом Доме культуры. Осмотрев ДК, Леонид Константинович принял решение о полной реставрации. По сути, здание, теперь уже Дворца культуры, отстроили заново, и в 2010 году он распахнул двери.
Прокуратова Нина Аввакумовна, Зарва-Собко Леонид Александрович и Курышев Сергей Фёдорович
Действие первое.
Рождение «ребенка», то есть театра.
История Называевского народного театра восходит к 20-м годам прошлого века. В докладе председателя Называевского райисполкома А.С. Фомичева от 20 сентября 1924 г. упоминается о двух драматических кружках, которые действовали на базе районного Дома культуры. Большевики поняли, что с помощью театра можно разом решать несколько задач: общаться с народом и просвещать его, бичевать недостатки царского строя и пропагандировать достижения новой власти.
Что ставили на сценических площадках революционной России? Это, прежде всего, пьесы, в которых был сделан акцент на негативных моментах общественной жизни царской России: «Ледоход» С. Лешар, «Война» М.П. Арцыбашева, «На конспиративной квартире» С. Анненского, «Павел I» Д.С. Мережковского.
Большим успехом среди сибирских народных театров пользовалась антиклерикальная пьеса В.В. Протопопова «Черные вороны». Борьба с религией начиналась нешуточная.
Называевский народный театр в период своего становления не гнушался классикой: популярные пьесы или инсценировки Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.Н. Островского, А.П. Чехова, М. Горького зрители принимали благосклонно.
С 1946 г. в Называевском драмкружке серьезно заявила о себе Валентина Григорьевна Солдатенко (Сенеко). Свой опыт она, 15-летняя девочка рабоче-крестьянского происхождения, стала приобретать еще раньше - в 1942 г., когда выступала перед ранеными красноармейцами в Называевском госпитале. По словам нынешнего режиссера Называевского народного театра Юрия Авдеева, у Сенеко был природный актерский дар. Обладая внешностью типичной русской женщины, мягким рассудительным характером, она создавала в коллективе особую атмосферу. К ролям относилась трепетно, на репетиции никогда не опаздывала, хотя и работала в железнодорожной школе. В 1953 году В.Г. Сенеко выступала на подмостках Омского драмтеатра на областном смотре художественной самодеятельности, где удивила жюри своей игрой.
В 70 лет Валентина Григорьевна блестяще сыграла роль одной из сестер в пьесе Виктора Мережко «Пролетарская мельница счастья» (режиссеры Людмила Иванова и Юрий Авдеев). В последние годы жизни после окончания одного из спектаклей она сказала: «Наверное, больше я на сцену уже не выйду». И такая неподдельная боль была в ее словах и глазах.
«Женитьба», Н. Гоголя: Павел Мамонтов в роли Жевакина и Алексей Корнов в роли Подколесина
А еще был случай
В пьесе Робера Тома «Восемь любящих женщин» Валентине Сенеко поначалу трудно давалось произношение французских имен, например, Агюстина она произносила как «ОгУстина» на русско-украинский лад, но со временем она одолела это «трудное имя».
Действие второе.
Курышев и другие
Народным Называевский театр стал именоваться после того, как Омское областное управление культуры своим постановлением от 18 сентября 1962 года присвоило самодеятельному драматическому коллективу это звание. Экзамен на «народный» коллективу пришлось сдавать комиссии из областного управления культуры в мае 1961 года премьерой комедии Ю. Петухова «Двадцать свадеб в один год». Режиссером театра назначили Сергея Курышева. Самобытный, творчески одаренный человек Курышев в истории театра оказался настоящим самородком. Пожалуй, никто не собирал столько наград, как Курышев. В 1965 году театр становится лауреатом Всероссийского смотра народных театров, выступая на сцене Кремлевского Дворца съездов. В 1970 г. театр получает республиканскую премию за спектакли: «Твой дядя Миша» и «Соловьиная ночь», а в общем: «за активное участие в эстетическом воспитании трудящихся».
В 1973 году коллектив с успехом выступает на сцене театра имени А.С. Пушкина в Москве со спектаклем по пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Работу называевских актеров отметил заместитель министра культуры Российской Федерации В.Т. Стриганов. Из Москвы называевцы привезли Почетную грамоту Минкульта РСФСР и ЦК профсоюза работников культуры, а также Дипломы первой степени.
А еще был случай
Сергей Курышев – талантливый режиссер Называевского народного театра отличался довольно независимым характером, что не очень-то нравилось местным партийным властям. В середине 70-х Сергей уехал в Абатский район Тюменской области и там создал популярный народный театр. С уходом Курышева самодеятельные артисты перестали посещать репетиции, распалась молодежная театральная студия. Знакомая картина, которую иногда наблюдаешь и в наши дни. Таланты от культуры приживаются не везде, для них нужно создавать особый микроклимат!
«Зима», Е. Гришковца: Павел Мамонтов в роли Солдата и Марина Стапцова в роли Снегурочки. Репетиция
Действие третье. Предначертание.
Юрию Авдееву было на роду написано связать свою судьбу с культурой, с творчеством. Вот что он рассказал:
- Мой отец - Геннадий Федорович Авдеев руководил ДК железнодорожников «Красная звезда» в Называевске, затем его перевели в районный ДК директором. Это он возил коллектив народного театра в Москву в феврале 1965 г. на Всероссийский смотр народных театров. Тогда называевцы с пьесой Т. Ян «Гордячка» заняли 3-е место, среди них: В. Каравцева, К. Зайцев, Г. Прокуратов, Н. Прокуратова, Л. Зарва-Собко, А Рассадкин, К. Рассадкина, И. Клаасс, В. Гилев, А. Шашлов, Ю. Никифоров, В. Егоров.
Отец дебютировал в спектакле по пьесе В. Константинова и В. Рацера «После двенадцати».
Я родился в 1966 году. В 23 года после окончания режиссёрского отделения Алтайского государственного института культуры работал в школе, на местном радио, время от времени принимая участие в репетиционных процессах народного театра, художественным руководителем которого была Людмила Иванова, моя бывшая одноклассница, также выпускница АГИК. Наши совместные постановки – «Живи и помни» по повести В. Распутина и «Пролетарская мельница счастья» по пьесе В. Мережко. У нас с ней полное понимание в творческих подходах к тому или иному спектаклю. Кстати, свою карьеру она начинала именно в народном театре в 1989 году режиссером. Сначала ставит пьесу А. Гельмана «Скамейка», а затем в 1990 году – А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся», который называевцы представляют на зональном фестивале народных театров Западной Сибири в Кемерово. В настоящее время она руководит культурой Называевского района. В недавней моей постановке «Женитьбы» сыграла сваху Феклу Ивановну. Много ли чиновников у нас играет на сцене?
Из актеров прежнего состава, игравших ещё в «Гордячке», ныне жива Нина Аввакумовна Прокуратова. Ею сыграно более 20 ролей. Особенно удавались свахи, всегда разнохарактерные, то добродушные, то коварные, но неизменно оказывающиеся в комичных ситуациях. Например, её сваху в «Женитьбе Бальзаминова» всякий раз встречали дружным смехом и аплодисментами. Кстати, в 1973 году семейный тандем Прокуратовых полюбился называевцам в пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Гарри Прокуратов - в роли Глумова, Нина - в роли Мамаевой.
А еще был случай
В феврале 2013 г. перед поездкой театрального коллектива в Колосовку со спектаклем «Женитьба» неожиданно заболевает артистка театра Вера Леонова, которая играет роль Арины Пантелеймоновны. Надо заметить, что второго состава в народном театре нет, заменить заболевшую артистку некем. Вера Леонова, превозмогая боли, едет к зрителям. Для нее специально подают легковой автомобиль, все остальные актеры - в автобусе. А на сцене, по словам Веры, произошло чудо: боли прекратились, и она отлично отыграла спектакль. Права Людмила Гурченко: аплодисменты лечат!
(Слева направо): Алексей Корнов, Сергей Дударев, Марина Стапцова, Кристина Стапцова, Павел Мамонтов, Виктория Павлова, Сергей Лычко – участники спектакля «Зима», лауреаты фестиваля «Рампа на Енисее», г. Красноярск
Некоторые интересные факты из жизни театра
- Девизом Называевского народного театра стали слова А. Лескова: «Чтобы сердце горело и не тлело во мгле, делай доброе дело – тем живем на земле». Впервые был озвучен в 1987 году как эпиграф к пьесе Ю. Сальникова «Цена», посвященной памяти одного из режиссеров театра Л.А. Зарва-Собко.
- Семейственность в любительском театре только приветствуется. Например, супруги Рассадкины - Александр Михайлович и Клавдия Александровна сплотили вокруг себя коллектив на рубеже 40-50-х годов.
- Одна из сцен спектакля по пьесе А.Н. Островского «Свои люди сочтемся» (режиссер Л.Н. Богданова (Иванова) транслировалась по Омскому ТВ в 1990 г.
- В 1995 г. театр стал родоначальником Омского областного фестиваля любительских театров «Театральные встречи».
- Стоимость билетов на спектакли Называевского народного театра варьируется от 50 до 100 рублей.
- Павел Мамонтов (Жевакин в «Женитьбе»), прежде чем стать актером народного театра, прочитал наизусть в одной из конкурсно-концертных программ целую главу из «Василия Теркина», это было 10 лет назад. Две его дочери теперь занимаются в театральной студии «Бибигон».
- Около сорока лет в народном театре играет директор музея Алексей Корнов. Его стараниями в музее была открыта выставка, посвященная театру: «Когда открывается занавес».
- Нынешний режиссеры театра Юрий Авдеев и Людмила Иванова были участниками театральной студии «Юность при районном Доме культуры (руководитель Е.И. Бронфельд).
А еще был случай
Иногда уже подготовленные спектакли народного театра срывались. Но не по вине артистов. Однажды зимой 2013 года разыгралась метель и дорогу на райцентр Сладково Тюменской области замело. В зале был аншлаг, зрители ждали, но театр не приехал. Впрочем, летом того же года называевцы в Сладково побывали.
Действие четвертое.
Возмужание, или со своей «Зимой» да в Красноярск
Из более чем 60-ти видеозаявок для участия в финальном этапе Всесибирского фестиваля любительского театрального искусства «Рампа на Енисее» (25-29 ноября 2013 г.) было отобрано менее трети. В числе - Называевский народный театр, ставший лауреатом в номинации «Драматический театр» со спектаклем «Зима» по пьесе Евгения Гришковца (режиссер Юрий Авдеев). Сюжет пьесы прост: два солдата, роли которых исполнили Сергей Дударев и Павел Мамонтов, должны переждать несколько часов на морозе, чтобы на рассвете взорвать заданный объект. Заканчивается спектакль трагически, и как пишет пресса: «… с финальными аккордами потрясенный зал встал». В спектакле наряду с главными героями заняты: Олег Маслов, Виктория Павлова, Алексей Корнов, Ирина Батракова. Образ Зимы воплотили сразу две Снегурочки: Марина и Кристина Стапцовы.
Сергей Дударев, Первый солдат:
- Театр, безусловно, затягивает. И, оглядываясь назад, я понимаю, что вновь хочу участвовать в репетиционном процессе, ощущать энергетику зала, слышать зрительские аплодисменты. И с огромным удовольствием сыграл бы в новом спектакле Называевского народного театра. А роль? Возможно, это снова человек военный. Мне хотелось бы еще раз прочувствовать такой же образ, как в «Зиме».
Павел Мамонтов, Второй солдат:
- Так как обсуждали «Зиму» в Красноярске, больше не обсуждали ни один спектакль. Значит, зацепило!
Марина Стапцова, Снегурочка:
- Волновалась за дочь Кристину, которая вместе со мной выходила на сцену. Слава Богу, что все получилось. Зал сопереживал нашим героям, а мы получили колоссальный опыт, общаясь с коллегами по цеху.
Людмила Иванова, директор Бюджетного учреждения «Культура Называевского района:
- Диплом лауреата престижного фестиваля для нас, как «Оскар»! Есть стимул идти дальше!
Юрий Авдеев, режиссер:
- В истории нашего театра подобный успех уже был в 1995 году, когда коллектив театра стал участником фестиваля «Театральная осень на Байкале» со спектаклем «Живи и помни». Так что наша победа в Красноярске – это не только преемственность, но и новая веха в истории называевского любительского театра.
В настоящее время работаем над спектаклем по пьесе Н. Эрдмана «Мандат».
Остается добавить, что поездка в Красноярск состоялась при поддержке главы Называевского района Стапцова Николая Николаевича, понимающего значимость миссии народного театра, ставшего, по сути, брендом Называевского района.
Мнение профи
Артем РУДОЙ,
член жюри фестиваля «Рампа на Енисее»,
актер Красноярского драмтеатра им. А.С. Пушкина,
режиссер, педагог:
- Постановка этой пьесы («Зима», Е. Гришковец) в красноярской драме была успешной около 10 лет назад. И я не скрою - с интересом ждал выступления называевцев. И не разочаровался. В режиссерски построенном рисунке актеры настолько органичны и искренни, что если вдруг и совершают какие-то ошибки (виной тому волнение), то это становится неважным. Такая бесхитростная история и так пронзительно сыграна! Получился по-настоящему атмосферный спектакль, захвативший внимание от начала и не отпускавший до конца.
Виктор ПИТЕРСКИЙ,
член жюри фестиваля «Рампа на Енисее»,
актер Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина:
- Актеры не просто произносят текст, они живут происходящим, они точно чувствуют партнеров. Они настолько эмоционально-убедительны, что я даже забыл, что должен смотреть спектакль, как член жюри. Я говорю вам «Браво!»
А еще был случай
В финальной сцене спектакля «Зима» необходим был эффект снегопада. И называевцы приобрели снегмашину. Во время гастролей в Красноярске её использование запретили, так как снег-пена, попадая на обтянутую материей сцену (непонятно, для чего это сделали организаторы), могла оставить водяные разводы. А следующий спектакль-конкурсант начинался уже через час. «Тканевый пол» не успевал просохнуть… Отказ от снегмашины расстроил называевцев, но, впрочем, не помешал успеху.
Кидаю некоторые ссылки, которые, надеюсь, будут интересны почтенной публике.
Видео: репетиция спектакля «Пролетарская мельница счастья» во время капитального ремонта зрительного зала.
Фрагмент спектакля «Женитьба».
Источники:
Вьюхина М.В. Театральная жизнь Сибири в период революции и гражданской войны (1917–1919 гг.)
Куроедов М.В. «История Называевска и Называевского района». 2003 г.
Газета «Наша Искра» Называевского района