Марину Колесник сравнивают с гендиректором Yahoo Мариссой Майер. Есть мнение, что госпожа Майер не считает нужным приглашать на совещания коллег мужского пола. А Колесник приглашает, чтобы, как она сама говорит, «подать правильный сигнал».

В России почти все важные должности в политике и в бизнесе занимают мужчины. Но это не останавливает многочисленных российских женщин-специалистов, включая соучредителя компании антивирусного ПО «Лаборатория Касперского» Наталью Касперскую и генерального директора компании видеоигр Game Insight Алису Чумаченко, которые добиваются больших успехов в динамично развивающемся секторе информационных технологий.

Выпускница Гарвардской школы бизнеса Колесник отказалась от работы в США в консалтинговой фирме McKinsey, вернулась в 2011 году в свой родной Санкт-Петербург и открыла онлайновое агентство бронирования гостиниц. Создание Oktogo.ru стало для нее «шансом сделать что-то новое и принести пользу», говорит она.

Алена Владимирская взбиралась по карьерной лестнице информационных технологий в ведущей российской интернет-компании по числу уникальных пользователей Mail.ru, а в 2011 году решила действовать самостоятельно. Созданная ею компания Pruffi.ru является одним из крупнейших в России кадровых агентств с месячным оборотом в 100 000 долларов.

«Я хотела создать собственную историю, а не играть роль в чьей-то истории», - говорит она.

Большинство мужчин, развивавших российскую отрасль информационных технологий на начальном этапе, были компьютерными энтузиастами и отличались от типичных российских бизнесменов, которые считают, что «предназначение женщины - сидеть на кухне или висеть на руке олигарха», говорит Владимирская. «В IT никто не обращал никакого внимания на пол. Вот почему в этой отрасли преуспели многие женщины».

Новой была и культура предпринимательства, которую душили в советские времена. «Было полно незанятых ниш», - вспоминает Владимирская.

В закрытом мире российского бизнеса крайне важны связи. У Владимирской связей много, и после десяти с лишним лет работы в сфере информационных технологий она называет себя самостоятельным «брэндом».

Предприниматель из отрасли IT Алексей Басов, работающий сегодня вице-президентом российской государственной телекоммуникационной компании «Ростелеком», предоставил Pruffi.ru 100 000 долларов начального капитала в обмен на 25 процентов акций. Российская группа венчурного капитала Almaz Capital в прошлом году инвестировала туда 500 000 долларов.

Владимирская надеется в первом квартале текущего года запустить англоязычную версию своего сайта, а также наладить сотрудничество с LinkedIn.

Российская электронная торговля значительно выиграла от роста потребительских расходов вкупе с быстрым распространением интернета.

Россия со своими 66 миллионами пользователей является крупнейшим рынком интернета в Европе, о чем свидетельствуют данные исследования, проведенного в 2013 году Российской ассоциацией электронных коммуникаций и московской Высшей школой экономики.

В российских интернет-магазинах женщин-покупательниц в 10 раз больше, чем мужчин. Будучи людьми предприимчивыми, они быстро понимают выгоды розничного интернет-рынка.

Когда в США стали появляться веб-сайты типа «deal-a-day» (сайт, выставляющий по одному товару/услуге из ассортимента в день, причем обычно по цене ниже средней), выпускница экономического факультета МГУ 29-летняя Елена Масолова в начале 2009 года запустила клон американского сайта Groupon под названием Darberry. Через шесть месяцев Groupon поглотил российского конкурента в результате сделки на 50 миллионов долларов.

Масолова, которую блогеры называют российским «стартапером номер один», стала соучредителем 11 онлайновых предприятий и является активным бизнес-ангелом. Ее последний проект называется Eduson.tv. Это виртуальная бизнес-школа, позволяющая студентам проходить курсы MBA и посещать интерактивные занятия, где читают лекции руководители из ведущих компаний, таких как Merrill Lynch и Mail.ru.

Цель, по словам Масоловой, состоит в том, чтобы сделать образование в сфере бизнеса «более доступным и менее скучным» для нового, соображающего в интернете поколения. Беря на работу людей, Масолова не обращает внимания на их пол. «Я смотрю на человека, - говорит она. - Я человек нахальный. Мне важно, чтобы люди не просто слушали, но и боролись за свои идеи». Женщины обычно менее напористы, чем мужчины, но этим навыкам можно научиться, добавляет бизнес-леди.

Алена Попова создала виртуальный бизнес-инкубатор Startup Women, способствующий развитию онлайнового бизнеса. По ее словам, российские женщины-предприниматели имеют преимущество, состоящее в том, что они меньше мужчин расположены к риску.

Российское патерналистское общество иногда очень сильно давит на мужчин, чтобы те делали карьеру и обеспечивали свои семьи. В отличие от мужчин, требования к женщинам намного менее жесткие, говорит Попова.

«Женщин гораздо меньше тревожит то, что они могут допустить ошибку», — объясняет она.

Изабель Горст