История пишется каждый день. И если уж любое сегодняшнее событие мы все оцениваем по-своему, то истории достается от нас «по первое число». Особенно тяжко, когда несведущий молодой журналист слушает «историю» из уст начитанного очевидца или участника событий.

Это для сорока-пятидесятилетних вывод войск из Афганистана – событие, которому они недавно радовались. Для родившихся позже он стоит в одном ряду с Великой Отечественной или даже Революцией и Гражданской войной, хорошо, если не с отменой крепостного права. Одно слово – давно. И появляются в «Красном пути» воспоминания о «необъявленной войне» - добротная компиляция статей из Википедии, с коммунистических сайтов и рассказов очевидца о том, что афганским крестьянам «за каждого убитого советского солдата и офицера, за сбитый самолет, подорванный БТР хорошо платили американцы». Про позицию ООН, осудившей вторжение, нет ни слова, потому что она противоречит подходящей трактовке истории. В этой версии событий есть только антисоветская коалиция во главе с США. Однако слезы все равно наворачиваются – от фотографии, на которой солдатский чемодан и платок, купленный в подарок маме и полученный ею после гибели сына.

«Вечерний Омск» вынес на первую полосу фотографию мемориала с анонсом «Я был на той войне». Газета не обошлась без рассуждений о геополитике и о том, что иначе «американские ядерные ракеты оказались бы у самой границы нашей страны». Но об этом – мелким шрифтом. Может, потому, что теперь в Афганистане увязли уже США? Остальное: афганские будни, байки, ранения, «два ведра патронов», погибшие друзья и возвращение «из-за речки» домой.

Мамам, папам и бабушкам стоит прочитать большую статью об опасности «неокубов». Эта забава из магнитных шариков была очень популярна в Омске несколько лет назад, но сейчас интерес спал. Врачи же считают их новинкой и вот, предупреждают: почему опасны детям, каковы симптомы, что делать, если… Советы полезные, а рецепт универсален: «получше следить за детьми и прятать все, что способно им навредить». Добавлю от себя: и вызывать скорую, если сильно болит живот.

А если беспокоят тарифы – бежать в госжилинспекцию. Это уже советует «Омская правда», разбиравшаяся в ценообразовании в сфере ЖКХ. «В январе управляющие компании огорошили омичей размером платы за обслуживание жилья», - пишет Евгения Карасева. Для тех, кто ежемесячно пытается разобраться, что за ребусы включены в квитанцию, приведена таблица утвержденных мэрией нормативов. Если же все равно непонятно, пишите в прокуратуру, инспекцию, мэрию, правительство, Лихачеву, в газеты – не молчите.

Светлана Васильева анонсирует рассмотрение коллегией федерального минкульта проекта комплекса «Омская крепость». Она почти нейтрально оценивает проекты троих «взбунтовавшихся архитекторов», но их шаг не одобряет. Даже, кажется, по плечу похлопала. Судя по конструкции, долго подбирала слова: «Все отстаивают участок в сердце Омска от идеи провести здесь автодорогу». На чьей стороне ее симпатии, несложно понять даже по фамилиям экспертов, главный из которых – директор департамента культуры Владимир Шалак. Он уверен, что проект Каримова – правильный выбор, и сетует, что строптивый народ никак не научится «взявшись за руки, идти вперед». Юрий Глебов привычно ругает «общественников», устроивших «майдан», и архитекторов-раскольников, выбравших не участие в конкурсе, а саботаж.

Кстати, в номере прогнозов «Бизнес-курса» о будущем «Омской крепости» пророчествуют как бы антиподы - Альберт Каримов и Сергей Костарев. «Самыми актуальными проблемами наступившего года» журналисты-футурологи назначили дату появления в Омске первого кластера, цены на нефть, судьбу «Омскэлектро», медали Олимпиады, финансирование «Авангарда», «дела Шишова», снимут ли Лапухина, что будет с гражданской инициативой и оппозицией, чем дело кончится на Украине и тому подобные вопросы.

Лучшей статьей номера я бы выбрала интервью (или раздумья) завкафедрой социологии ОмГУ Ирины Огородниковой «В сегодняшней России нет элиты», построенное в форме диалога с классиками, философами и писателями. Эпиграфы, которыми заменены привычные вопросы, раздражают, цепляют, но заставляют думать и делают читателя третьим собеседником.

Заставила задуматься и инфографика «Делового Омска» на тему светофоров: «По информации департамента транспорта, в Омске необходимо установить 44 светофора, но бюджетных денег хватит только на четыре объекта. Их общая стоимость – 4 млн рублей».

Я даже узнала цены на регулировочное оборудование и поняла: трудная работа у чиновников. В прайсах производителей не нашлось светофоров даже за сто тысяч рублей. Как они находят за миллион? Упоминание о столь дорогих светофорных объектах встречается только на сайтах о распилах и откатах. Неужели и до Омска докатилось? (Как те магнитные шарики.)

Конфету за самую смешную «Очепятку недели» заслуживает Владимир Червонящий – или помогавшие ему мои любимые дизайнеры. Интересно, о чем (или о ком) думал человек, написавший «Web Woney» вместо WebMoney (название системы мгновенных электронных платежей)? Кстати, прочитав статью «Обналичка» по-русски», бизнесмен должен, как в анекдоте, сказать: «О! Это идея! Спасибо, Вова». Не забыв при этом об ответственности за некоторые махинации.

В конце концов, бизнес - не госструктура, он не может себе позволить уж совсем жульнические схемы. Это я уже о «сборах за капитальный ремонт». «Коммерческие вести» отдали целый разворот Александру Лихачеву, разоблачающему очередной законный способ вынуть деньги из наших карманов: «Ответственно заявляю, что принятые 6 рублей 70 копеек – это пирамида МММ». Статья очень большая, но читать придется, если, конечно, хотите разобраться.

Еще один разворот занимает «Омская крепость»: одна полоса – Каримов и его проект, вторая полоса – три альтернативных проекта.

Наверное, людям, не имеющим своего угла, трудно понять суету и беспокойство из-за благоустройства мощеного участка в центре города. Своя боль ближе. Особенно, если эта боль – с самого детства. «Ваш Ореол» пишет о выпускниках детских домов, которых не ставили и не ставят на учет как нуждающихся в жилье. «Сироты-бомжи», выпущенные из детдомов на улицу, годами скитаются по общежитиям и коммуналкам, обивают пороги разных контор.

Наверное, надо было упомянуть про Олимпийские игры – про них все газеты написали. Да и других радостных поводов много – премьеры, праздники, конкурсы, фестивали. Но если они проходят мимо людей, может, они не очень и нужны? Может, сделать меньше фейрверк, но помочь хотя бы одной семье…

Татьяна Ильина