Будучи соавтором одной из концепций о судьбе Омской крепости, считаю нужным пояснить нашу позицию, тем более что наш подход принципиально отличается от всех остальных.

Хотя в некоторых вопросах мы единодушны с оппонентами, иногда просто из соображений здравого смысла, например, в вопросе строительства моста вдоль Иртыша с магистралью почти по крепости. В чем-то совпадают профессиональные и мировоззренческие позиции, например, все единодушно поддержали необходимость восстановления Воскресенского собора. В каких-то вопросах мы близки. Например, никто не предлагает строительство новых капитальных объектов непосредственно в крепости. Но при этом все же наш подход мировоззренчески отличается в понимании смысла Омской крепости, тех задач и целей, которым она должна служить сейчас.

Но сначала хочу оговориться, что меня совсем не радует разброс мнений и в том числе в профессиональной среде. Ведь архитекторы прежде всего граждане. И в своих проектах они излагают прежде всего свою гражданскую позицию, просто в отличие от других граждан, они умеют ее профессионально изобразить. Как человек верующий я понимаю, что для успеха любого дела необходимо единомыслие. А оно приходит только с познанием истины. Это как в известной притче, когда группе слепых поручили описать слона. Один из них сказал, что слон похож на столб, другой — что он похож на шланг, третий — что похож на полотно... Все они сказали правду, но никто так и не понял истину. Для этого им не хватало зрения.


Вот и сейчас в крепости видят территорию, здания, улицы..., но не видят смысла.
И возникают предложения устроить там скейт-парки, велодромы... Понятно, что если слон похож на столб, его надо использовать как столб.


А тут еще подогревают ситуацию лукавыми призывами: «народ сам должен решать, чего он хочет». Это старый демагогический прием, но на него постоянно покупаются. На выборах нас также убеждают, что мы сами избираем тех, кто будет нами управлять. Это как в известной песне из фильма про Буратино: «Покуда есть на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки». И вот на призыв решать самим прельщаются люди с амбициями, с активной жизненной позицией, в большинстве вполне благонамеренные. Они знают свою правду, что слон похож на столб, но они не обременены знанием истины. И умножение количества слепых, пытающихся описать слона, не приближает к познанию истины.
Желания людей, не обремененных знанием, и, самое печальное, к нему не стремящихся, не могут выходить за пределы их физиологических потребностей. Человек не может хотеть того, чего не знает. Вот и предлагают в крепости спортплощадки, закусочные... Это для тех, кто соблюдает приличия, а если дать волю, то можно кабаки, бордели...


Я признаю нашу недоработку в просвещении. Но возникает другой вопрос: те, кто так настойчиво спрашивает мнение непросвещенного народа, действительно не понимают, что это мнение не может выражать смысл крепости или делают это сознательно, специально для того, чтобы этот смысл уничтожить. Ведь подмена смысла гораздо опаснее его забвения. Забытый смысл, вышедший из общественного сознания, на самом деле не исчезает. Он просто хранится до нужного времени, и если он не искажен, он легко восстанавливается с помощью его хранителей.


Пример тому - возрождение Православной церкви в России (кстати, сносили храмы тоже под предлогом требований народа). Но если смысл подменен, его трудно очистить от искажений. Так появляется в крепости каток. И на вопрос, что же такое крепость, те, кто не знает ее смысла, отвечают, что это место, где каток. Понятно, что если слон похож на столб, то крепость похожа на каток. Только катку мешают какие-то старые дома. Но для начала их можно использовать как опоры для фонарей, освещающих каток, а потом и совсем сломать, чтобы не мешали кататься на коньках. И попробуйте после этого объяснить, что крепость - это не каток, а место, которое защищало рубежи отечества, точка роста русской цивилизации, с которой она распространялась на просторы Азии. Это точка, с которой начинались все географические открытия, ставшие достоянием цивилизации. Это место силы духа, в котором воспитывали героев, знавших, что отступать нельзя. Это место просветления сознания, в котором горделивые бунтари становились мудрецами. Это место силы гения, в котором зрели великие творцы.


Это место силы созидания. Из крепости выросли не только наш город и область, но и нынешнее государство Казахстан.


Но радетели «народной инициативы» упорно нас не слышат или делают вид. Они берут крепость в кавычки, рассматривают ее как пустое место, чистый лист и внедряют в сознание мысль, что это просто место для общественного пространства, в котором нет смысла, где нужно просто гулять, есть, отдыхать, развлекаться, ни о чем не думать и «где не будут насиловать мозг историей». Какая забота о народе - не дай бог мозг перетрудят.


И после всех рассказов о смысле этого места сценаристы выпускают тинейджера, который как будто ничего и не слышал. Видимо, его мозгу насилие не грозит, от него мысли отлетают как об стену горох. И он с завидным упорством задает вопрос о местах для активного отдыха молодежи в крепости. И его ничуть не смущает, что в 100 метрах от крепости находится большой стадион, который по смыслу является местом для активного отдыха. Но стадион его почему-то не устраивает, но по каким-то необъясняемым причинам ему нужно беситься обязательно в крепости, как будто на ней свет клином сошелся и больше этим заняться негде. Что он понимает под активным отдыхом, он не уточняет. Пиво тоже можно пить активно. Но если он хочет заняться военно-исторической реконструкцией, то меч ему в руки и шлем на голову.

Еще этот представитель народа стал шантажировать собравшихся, что если ему не дадут в крепости активно отдыхать, то он из Омска уедет. Я думаю, для Омска это не страшно. Люди с сознанием потребителей не будут иметь корней нигде. Они всю жизнь будут выбирать, где их лучше обслужат. У нас в церкви есть понимание, что согрешить можно делом, словом и помышлением. Если человек думает о том, чтобы уехать из города, если его не так обслужили, то ментально он уже не омич, он не  будет поддерживать в нашем городе «гений места».

Вообще на месте сценаристов для пущей важности надо было выпустить детсадовца с требованием песочницы в крепости под лозунгом «Дети - наше будущее». Только какое?

Я по-доброму завидую жителям города Мышкина. Сейчас их осталось 5000 человек. Кто хотели, уехали, но оставшиеся даже не думают об этом. Это дало им возможность прийти к единомыслию, осознать смысл своего города и заняться делом, когда исчезли сковывавшие волю разногласия. На общественных началах они организовали в крохотном городе больше 10 музеев, и сейчас у них вал туристов со всего света. На одном из обсуждений мне задали вопрос: зачем сейчас крепость, ведь врагов не видать. Но она как и прежде важна как свидетельство силы русского духа.

Если она будет, у нас будут неоспоримые ответы на все сложные вопросы, которые могут встать в жизни. Если у нас перед глазами будет зримый пример ширванцев, то ни один подонок не посмеет  задать вопрос: не лучше ли было сдаться в 1941 году? Мы будем твердо знать, что не только сдаться, но и отступить на шаг нельзя даже ценой жизни, потому что честь превыше жизни. Но те, кто мечтают об «Общественном пространстве» на месте крепости, боятся, что если мы возродим свою силу духа вместе с крепостью, то им не нальют обещанного баварского. Вот они и торопятся устроить в крепости дискотеку, спортплощадку...

Ведь памятник ширванцам на спортплощадке  будет смешон. И попивая пиво, после того как попинали мячик, можно будет вбросить лукавый вопрос: а, может, все же лучше баварское?


Для меня все попытки замазать, стереть, оболванить истинный смысл  крепости являются изощренным глумлением над нашей исторической памятью. И, в принципе, не важно, делается это по недомыслию или сознательно. Мы сами разрушаем свой дух, делаем себя безоружными и беззащитными, теряем волю. Значит, враг не вовне, а в нас самих. Крепость нужна нам как защита от нашего беспамятства, скудомыслия, безволия. То есть крепость для нас необходима, если мы хотим выжить как суверенное государство, как нация.


Но если народ в массе не осознает вышесказанного, то кто может принять правильное решение, поняв истину? Апелляция к народу - это ширма. Понятно, что по факту народ ничего не решает. Решают те, кто обличен властью, или кукловоды, обладающие более высоким знанием для достижения своих целей.


Отдельно надо сказать о роли чиновников. Само слово вошло в употребление в петровское время, когда главным смыслом для них стала карьера ради жалования. До этого предпочитали словосочетания «служилые люди» и «государевы мужи». Они более точно отражали смысл их назначения. Для них главным было служение и принятие ответственных решений, отвечающих целям государства. Когда князь Гагарин писал для Бухгольца указ об основании Омска, который противоречил указу Петра, он поступал как государственный муж, в соответствии с целями государства. При этом он мог и приворовывать, но Родине не изменял.


Нынешним чиновникам труднее, потому что задачи государства невнятны. Но настоящий государственный муж тем и отличается, что он может подняться над суетой и поступить в соответствии с национальным интересом. Но чиновники пока больше в роли наблюдателей за процессом и при этом исподтишка подыгрывают «общественникам».


Кто же может помочь в прозрении? Может, «продвинутая» часть общества, «интеллигентная элита». Но российская интеллигенция всегда отличалась разрушительным мазохизмом. Она начинает заниматься мелочным самокопанием, борьбой с государством. Это все равно, что, живя в доме, бороться с ним. Он тебя же и придавит. Поэтому я давно перестал считать себя интеллигентом. Я русский крестьянин.


Над суетой могут подняться только патриоты, для которых служение Отечеству выше политической конъюнктуры. Поступить так, как должно, трудно, потому что всегда будут недовольные, несогласные, непонимающие, особенно в начале.


Нужно взять на себя ответственность, проявить волю и, главное, дойти до конца. И не факт, что современники оценят мудрость принятого решения. Но если сейчас не заложить правильное направление на будущее, то потом не будет ничего. Если сейчас не осознать значение крепости, то потом вообще будет непонятно, почему и зачем мы живем на этой земле.

Игорь Коновалов