Инициативная группа во главе с бизнесменом Дмитрием Передельским продолжает бороться за право провести в Омске референдум по широкому кругу вопросов. Тем временем редакция БК55, до сих пор внимательно наблюдавшая за основными участниками процесса, излагает несколько версий мотивации неожиданно проявившихся активистов.

Группа Передельского, напомним, в числе прочего хотела узнать мнение горожан о способе избрания мэра Омска и назначения его замов, введении института сити-менеджера, запрете продажи в частные руки «Омскэлектро», а также строительстве кремниевого завода и крематория.

Все эти вопросы депутаты ОГС большинством голосов отклонили, оставив в списке лишь два последних пункта - о целесообразности освещения ночью городских магистралей и переименования Спартаковской улицы в улицу Сергея Манякина. Передельский и Ко попытались оспорить решение народных избранников в суде, но проиграли. Судья Куйбышевского районного суда Юрий Гунгер признал, что вопросы, которые активисты хотели вернуть в опросный лист референдума, возможно, общественно значимы, но их постановка противоречит ФЗ №67 «О референдуме». Сейчас, как сообщила БК55 пресс-секретарь инициативной группы Жанна Ткаченко, они ждут определения Куйбышевского суда, чтобы подать апелляцию в облсуд.

БК55 вместе с экспертами попытался разобраться: чего же на самом деле добивается Дмитрий Передельский и его товарищи.

Версия первая. Честная

Это действительно общественная инициатива граждан. Такого мнения придерживается, к примеру, известный омский активист Василий Мельниченко. «Если эти люди не связаны с группой «Омск», то, скорее всего, это их личная инициатива. Такие вещи сейчас возникают на фоне общей активности граждан, которая проявилась в России в последнее время. В Омске же эти процессы активизировались после долгожданной отставки Леонида Полежаева и надежд, которые люди возлагали на нового губернатора. Надежд Виктор Назаров не оправдал, но по сравнению с Полежаевым оказался значительно более мягкой фигурой, и горожане ощутили психологическую свободу. Никаких личных выгод для организаторов я не вижу: у них не такой бизнес, чтобы его продвигать подобным образом. В политическую влиятельность они свою приобретенную известность тоже навряд ли монетизируют».

В таком случае остается верить «легенде», которую Дмитрий Передельский заученно излагает всем журналистам, дескать, мы с друзьями…

Версия вторая. Маркетинговая

Которая плавно перетекает в третью - политическую. О том, что инициативная группа референдума преследует некие другие цели, кроме заявленных, говорит несколько фактов.

Во-первых, инициаторы группы ранее не были замечены в качестве активных общественников. Согласитесь, как бы кто не относился к, допустим, Виктору Корбу или Сергею Костареву, но если бы они взялись за организацию такого мероприятия, то это была бы другая история.

Основная публичная фигура инициативной группы - Дмитрий Передельский - до этого мелькал в СМИ в основном только как не очень удачливый соинвестор проекта реконструкции жилого здания с надстройкой мансардного этажа по улице 21-я Амурская. Так же он, как руководитель агентства недвижимости «Инженер», «засветился» и в достаточно пикантной истории: судебные приставы сорок минут гонялись за его «Ленд Крузером», что в итоге заставило предпринимателя быстро погасить полуторамиллионную задолженность. Позже имя Дмитрия Передельского всплывает в связи с его новым бизнес-проектом - строительной компанией «ДомСтройОмск». Такие вот штрихи к портрету борца за интересы омичей.

Кстати, уже упомянутый Сергей Костарев, профессор, эколог и общественный деятель, сомневается в чистоте намерений группы Передельского. «Я считаю, что это, скорее всего, некая маркетинговая акция. Складывается впечатление, что для этих ребят больше важен процесс, чем результат. Взять хотя бы вопрос по кремниевому заводу: уж насколько мы серьезно занимались этой проблемой, но на референдум даже не пытались выйти, потому что понимали, что это тема не городского значения, и по закону выносить ее на референдум нельзя».

Вторая деталь, которая настораживает: в инициативной группе - в основном сотрудники «ДомСтройОмска», то есть подчиненные Передельского. Навряд ли они играют самостоятельную роль в этой истории. Кроме Передельского и членов его коллектива, в группу входят юрист Дмитрий Колодяжный и предприниматель Дмитрий Мельников. Ну, юрист он, скорее всего, и есть юрист, то есть человек, выполняющий определенную функцию. А вот г-н Мельников, имя которого практически нигде не упоминается, фигура небезызвестная в предпринимательской среде Омска. Кстати, название компании, совладельцем которой Мельников является, было заботливо вымарано пресс-секретарем Передельского при согласовании интервью, которое он ранее давал сайту БК55. А название это более чем говорящее – «Чистый город».

На этом фоне становится понятным красноречие Виталия Путинцева, депутата ГС и также совладельца «Чистого города», защищающего «право омичей на референдум»:«Мы с вами имеем скромный, нежный росток демократии, и от нас зависит, либо мы жандармским сапогом раздавим этот росток, либо все-таки получим обратную связь с избирателями, - красноречиво излагал свою позицию один из главных «мусорщиков» Омска. - Готовы мы с вами слушать избирателей, доверяем мы им или нет? Вот в чем заключается политическая особенность нашего референдума»

Некоторые наблюдатели не исключают, что в организации «их» референдума принимал участие и известный омский политтехнолог Вадим Дрягин, с которым Путинцев плотно сотрудничал во время своего президентства в Союзе предпринимателей. Кстати, в свое время именно Дрягин помог Путинцеву стать президентом, чего тот так долго добивался, применив известную выборную технологию, в результате чего Виталий Петрович победил «по доверенности» (большинство лично пришедших на заседание членов Союза проголосовало за его оппонента Павла Кручинского). Ниточкой, которая также ведет к «союзным» связям, является и фигура пресс-секретаря инициативной группы референдума - Жанны Ткаченко, в свое работавшей и пресс-секретарем Союза предпринимателей. Позже г-жа Ткаченко, по ее словам, организовала собственную компанию, которая оказывает различные маркетинговые услуги. Есть информация, что Ткаченко работала у Дрягина, но сама она это отрицает, заявляя, что только лишь сотрудничала с ним. В любом случае уши г-на Дрягина в этой истории, по мнению некоторых наших консультантов, виднеются.



Вспоминается и любопытное высказывание нынешнего президента областного союза предпринимателей Дмитрия Шадрина, который в конце года на общем собрании Омского областного союза предпринимателей сделал неожиданное политическое заявление: «Мы должны иметь согласованного кандидата, лучше из своих, на выборах мэра и губернатора. Мы тогда будем лучше услышаны и сможем реализовывать свои идеи».

В рубрике «Версия недели» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвященных лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.