На Украине идет гражданская война. И неважно, каковы ее масштабы и число жертв. Главный критерий - граждане и власть перешли от диалога к силовому противостоянию. Это и есть война. Уже есть баррикады, есть холодное оружие и боеприпасы, есть раненые и убитые, уже пролилась кровь…
В последнее время человечеству удавалось предотвратить широкомасштабные гражданские войны: сказалось, видимо, повышение общей и политической культуры, прогресс гуманизма, отсутствие крайней степени ожесточенности и характерный для современности поиск сторонами компромиссов. Удастся ли остановить трагическое развитие событий на Украине, удастся ли локализовать кровавые столкновения границами центра Киева?
В качестве базы для достижения компромисса какое-то время выступала идея сохранения целостности республики. Ради этого противоборствующие стороны готовы были пойти на взаимные уступки. Однако конфликт стал безысходно затяжным: власть не шла на диалог, но и не принимала решительных мер в надежде на то, что протест выдохнется и прекратится сам собой. Такое было возможным, однако у подобных протестных выступлений есть и другой, тоже закономерный, вариант развития - протест радикализируется. Умеренные активисты, не добившись своих целей, не будучи услышанными властью, действительно через какое-то время испытывают усталость и разочарование. Но если власть не стала разговаривать с конструктивными и мирными - им на смену на баррикады приходят радикалы. И они пришли.
Ситуация резко изменилась. Лозунг сохранения целостности Украины как-то отступил на второй план и вообще исчез. Радикализация бунта привела к тому, что стороны стали бескомпромиссными. «Западенцы» говорят, что теперь (захватив власть уже в ряде областей) они ни за что ее не отдадут и не подчинятся Киеву, если там останется прежняя власть. Скорее всего, так и будет. Граждане восточных областей и крымчане заявили, что они никогда не подчинятся Киеву, если власть там захватят бендеровцы. И никто уже не молится на целостность страны. И вот здесь мы наблюдаем странное превращение: как резко меняется база возможного компромисса. Теперь уже не целостность, а именно раскол страны начинает выступать в такой роли. Он может предотвратить долгую кровопролитную войну. «Западенцы» не пойдут войной на Донбасс ради сохранения республики в целостности, а Харьков не станет биться за западные области. Это разные народы, разные культуры, разные истории, отличающийся менталитет и даже разные языки и вера. Так что вполне возможно, что широкой и затяжной гражданской войны не будет: никто не хочет сражаться за «единую и неделимую» Украину.
А Киев? Ну да, каждой из сторон хотелось бы сделать Киев своим центром, но, в конце концов, это не так уж и важно. Да бог с ним, с Киевом. У «западенцев» уже есть готовая столица - Львов, а Харьков уже был столицей республики в 1919-1934 годах.
«Ваш Ореол» №5 (785) от 29 января 2014 г.