Что может быть лучше хорошего футбольного репортажа? Только плохой репортаж. Иногда один словесный перл комментатора для меня важнее содержания игры и результата любого матча. Услышав его, обычно срываюсь с места на второй космической скорости, чтобы не забыть на короткой дистанции и записать. О, если б вы знали, с каким глубоким чувством благодарности возвращаюсь к просмотру.
Наши играли с англичанами недавно. Японец получил мяч около штрафной площади. Думать некогда - нужно пинать. Удар. Мимо ворот! Закадровый голос в телеящике философски изрекает: «Вопрос ноги встал сейчас очень остро в российском футболе!». Спасибо за подсказку, мил человек! Именно этой фразы и не хватало мне, чтобы написать статью о важном событии прошедшей недели. Нет, не о футболе.
…Всего каких-то девять лет тому назад Кремль изменил порядок наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации. Право «согласовывать кандидатуры», спущенные сверху, получили депутаты законодательных органов на местах. Многонациональный народ - носитель суверенитета и единственный источник власти в России! - был лишён права участвовать в прямых выборах губернаторов. Вследствие этого Омская область получила по заслугам. В 2007 году Верховный Главнокомандующий единогласно выбрал ей драгоценного товарища Полежаева Л. К., а в 2012-м - почти неизвестного господина Назарова В. И.
Если бы выборы не отменили, то вряд эти «кадры» поочерёдно оказались во главе «красного угла». Первый здесь надоел до изжоги в печёнках, а второй - потому что креатура Медведева, нисходящего в тень Путина. Откликаясь на назначение Полежаева губернатором, я писал в «Вашем ОРЕОЛЕ» о том, что президент совершил больше чем преступление: ошибку! Как и тысячам омичей, мне не хотелось в это верить. Многие думали и говорили, что ЛКП станет послом в Астане или сенатором в Совете Федерации. Я также считал, что займёт какое-нибудь место, «похожее на те бархатные «гробики», в которых по выслуге лет обычно без вести утопают лояльные Кремлю политические марионетки из регионов». Сколько пара при нём истратили, заезжая в тупик, - уму непостижимо! Сколько денег ухлопали на мифы- не счесть!
Перед воцарением Виктора Назарова меня спрашивали: «Будь ваша воля, кого бы вы назначили губернатором Омского Прииртышья?». Приходилось честно в интервью отвечать: мол, нам нужен такой человек, который порвёт глотку любому, кто посягнет на Омскую область и её интересы. Я имел в виду всяких басурманов от политики, «аллегархов», охочих до чужой собственности, и крупные корпорации, которые стремятся к монопольному диктату во внутренних колониях страны. «Сибнефть» умерла. Да здравствуют…
Губернатору, которого ждали взамен старого, нужно было наряду с разработкой «концепции развития» региона провести ревизию всего и вся. Одновременно с ней - дезактивацию верхнего и среднего управленческих слоев и антикоррупционную проверку всех лиц, занимавших ответственные должности. Больше года прошло - ни черта существенного не сделано. Областной паровоз в том же тупике пыхтит, крутит колёса на месте и не может вытянуть состав, как будто рельсы густо намазаны хозяйственным мылом. И что опять в голове у поезда? Свисток пустой трубы. Смотрю на застенчиво улыбающегося губернатора и почему-то жаль его. Ей-богу. Хоть с лозунгом «Свободу Виктору Назарову!» в Кремль выезжай.
На прошлой неделе, 25 октября, радостная весть пронеслась над просторами Родины. Оказывается, в следующем году в единый день голосования как минимум в тринадцати регионах состоятся губернаторские выборы. Леонид Ивлев, заместитель председателя ЦИК России, не назвал, каким республикам, областям и краям выпадет гигантское счастье избрать себе главного столоначальника. Чиновник ещё сказал, что главной задачей избирательных комиссий будет избавление от непрозрачных ящиков для голосования. Вероятно, кому-то эта мера вкупе с видеокамерами может показаться вполне достаточной для соблюдения демократического приличия. Лично мне для начала хотелось бы знать главное: а у нас-то выборы губернатора будут или нет? С удовольствием бы выполнил гражданский долг. Так ведь могут и не дать! Раньше ни разу не голосовал за прежнего губернатора. Считал ниже своего достоинства. Извините, думал ещё, что диагноз у тех, кто поддерживал ставленников Бориса Ельцина, - державчина головного мозга, вызванная неумеренным потреблением дешёвого пропагандистского пойла из газет и телевизионных отстойников. Надеюсь, читатели понимают, с какой целью я применил тут контаминацию, в которой смешаны два понятия «держава» и «ржавчина»?
Нам нужны свободные, честные губернаторские выборы, не похожие на все предыдущие, без участия тех, кто разваливал экономику и социальную сферу. Вы знаете их поимённо!
Выборные кампании, которые проходили в постсоветский период у нас в России и в Омской области, мне всегда напоминали притчу Виктора Гюго из книги «Наполеон Малый». Пересказать? В середине XIX века во Франции после плебисцита (plebs - плебс, простой народ и scitum - решение, лат. ) произошёл государственный переворот. В описании автора «всенародное голосование» за Шарля Луи Наполеона выглядело весьма впечатляюще. Судите сами.
Однажды ночью на опушке леса некий разбойник с шайкой, готовой на всё, остановил дилижанс, в котором ехали путешественники. Их было больше, чем нападавших. Однако они не имели оружия и дремали каждый в своём углу. Головорез приказал повиноваться беспрекословно, молча выйти и лечь ничком на землю. Кто сопротивлялся, тот получил пулю в лоб. Пока сообщники держали граждан под дулами пистолетов у висков, главный бандит обшаривал карманы, взламывал сундуки и забирал все ценное. После этого он заявил: «Теперь для того, чтобы у меня всё было чисто, по закону, вот вам бумага, и в ней написано, что всё ваше добро, которое я у вас взял, принадлежит мне, что вы мне его отдали сами. Сейчас каждому из вас дадут перо - и вы, не произнося ни слова, не двигаясь, не вставая, а вот так, как вы лежите, протянете правую руку и подпишете вот эту бумажку. Если кто-нибудь пошевелится или скажет слово, получит пулю в лоб. А впрочем, вы свободны…». Путешественники, все до одного, протянули руки и подписали бумагу. Тогда бандит поднимает голову и говорит: «За меня семь с половиной миллионов голосов!». Вот вам и волеизъявление.
Книжка «Наполеон Малый» когда-то вызвала у меня изумление тем, что описываемые в ней французские события абсолютно параллельны тому, что происходило у нас. После каждых «всенародных выборов» одного и того же губернатора оставалось приторное послевкусие. У многих из вас наверняка тоже. Сравните с тем, что пишет Виктор Гюго: «Поистине, в недалёком будущем, через какой-нибудь год или месяц, а может быть, и через неделю, когда всё, что мы сейчас видим перед собой, растает как дым, людям станет стыдно, что они хоть на минуту снизошли до того, что стали обсуждать это гнусное подобие голосования… Это голосование является оправданием для подлецов, щитом для обесчещенной совести. Генералы, сановники, прелаты, всякое преступление, всяческая продажность и сообщничество прячут за этим голосованием свой позор».
В сентябре 2014 года чёртова дюжина регионов Российской Федерации обретёт новых губернаторов. Вопрос головы встал сейчас очень остро и в Омской области!
«Ваш Ореол» № 44 (772) от 30 октября 2013 г.