Эх, хорошо всё-таки быть великим отечественным поэтом! О чём бы ни написал, сидя в обнимку с Музой на вершине своего Парнаса, то сразу и на веки вечные попадает в скрижали словесности. Почти как десять заповедей. Только данных не Богом пророку Моисею, а Гением пера - своему читателю. Тему можно взять любую и так её опоэтизировать, что он обольёт душу горючей слезой или положит бессмертные строки на музыку.
Возьмём для примера обыкновенный шум как совокупность звуков различной интенсивности и частоты. Простой человек, не обладающий искрой божьей, скажет, что одни звуки хороши и полезны, а другие вредны для организма, мешают отдыху и работе. И ведь будет прав. А поэты? Во все времена они творчески подходили к «шумной» тематике. Владимир Маяковский, по его словам, не стал бы безнадёжно складывать в четырёхстопный амфибрахий, придуманный для шепотка, распирающий грохот революции. Голосистый оратор на всю новую Русь гремел железными стопами «лестничных» поэм. Николай Некрасов под рёв зимы косматой едва ножиком не порешил в стихе «изменницу» Наталью Патрикеевну. Бытовой скандал! Жизнь героине спас Зелёный Шум. Весна. Алексей Толстой средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты, увидел даму - «обже де ла флам» (предмет страсти) и навсегда потерял покой. Владимир Набоков в полночной тишине внимал родной стране и «её шумящей, её бессмертной глубине». А что делать ночью эмигранту в тихом приморском городке во Франции? Правильно. Прислушиваться неспящим слухом к далёкой Родине.
Можно бы назвать имена других любимцев муз, которые использовали в стихах «шумовую составляющую». Однако и этих достаточно, чтобы подвести вас к прозаической мысли: в разных условиях люди по-разному относятся к звукам окружающего мира. Шумит море - прекрасно, бесчинствует метель - отлично, гремит оркестр - ура и да здравствует! Поэты тоньше чувствуют и воспринимают то романтическое, чему обычный человек иногда не придаёт значения. Вот бы этих сочинителей да в наши условия! Кто бы восторгался круглосуточным шумом в городе? Он не зелёный, а громкий, и не идёт, а гудёт. Под него не то что писать стихи - существовать уже невозможно. Грохот располагает к специфической прозе. Доведённые до отчаяния граждане пишут заявления на своих чересчур шумных соседей.
Да, есть у нас такая категория граждан. Они что-то всегда ремонтируют, вечно скандалят, содержат собак, отмечают праздники, пьянствуют, врубают музыку на всю катушку и, кажется, хотят сжить со свету окружающих. Им, извините, по барабану, что у кого-то за стенкой ночами нарушается сон, подскакивает артериальное давление и «глючит» психика. Судите сами. Чтобы появилась бессонница, нужен шум 42 децибела (тихая музыка или разговор), а чтобы вспылить, достаточно и 35-ти (тиканье часов). Спецы утверждают, что у человека во сне, испорченном шумом, вырабатываются гормоны стресса: кортизол, адреналин и норадреналин. Чем дольше они находятся в крови, тем хуже для организма. Бороться с ними надо хорошим настроением, а его нет. Гражданин, доведённый до белого каления, способен на подвиг Василия Васильевича Мамина из мультфильма для взрослых «История одного преступления». Помните, как скромный служащий, коему жильцы не давали спать, едва не убил сковородой громко говорящих работниц жилкомхоза? Документальный мультик Фёдора Хитрука вышел на экраны в 1962 году, но сейчас впору ремейк снимать. Повсеместно дают знать о себе «нехорошие квартиры». За стенами жилых домов идёт невидимая миру война. Все против всех.
А что творится на городских улицах? Броуновское движение транспорта, который шумит и донельзя изнуряет горожан. Отдельные автомобили и мотоциклы по уровню звукового давления на уши прохожих можно сравнить с болидами «Формулы-1». Отвязанные ездуны и ездюки с рёвом двигателей до ста децибелов как угорелые гоняют по городу днём и - мало им! - ночью. Такое ощущение, что нет у них глушителей и совести, а у «Гип-гип-дд» - желания ловить и воспитывать. Или вот ещё вид шумового терроризма - почти еженощные салюты. Вообще-то, шуметь в городе запрещено с 23 часов до утра, но пироманы палят в небо и взрывают петарды, когда душа впотьмах просит фейерверка. Час ночи или два - неважно! Канонада бьёт по окнам, эхом гремит по дворам и улицам. Кто стреляет? Кого поймали и наказали? Никого. Гуляй, рванина, от рубля и выше! Если бы службы, кого закон и долг обязывают, контролировали ситуацию, то в ночном Омске давно бы наступили тишь и гладь да божья благодать. А так хоть сам в ночной дозор с берданкой выходи на охрану общественного порядка.
Между прочим, в Европе человеческое общежитие - тоже не сахар, и ему присущи знакомые черты. По оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения, почти десять миллионов граждан в год вынуждены переезжать из-за соседей. От ночного шума страдает каждый пятый европеец. У нас внутренняя миграция по этой причине, вероятно, поменьше - населению России просто некуда и не на что уехать от самого себя. На Западе активно борются с шумовым загрязнением. К примеру, страны ЕС однажды перестали открывать своё небо шумящим российским самолётам Ту-134, Ил-86, Ил-76. Они не соответствовали нормам Международной организации гражданской авиации (ICAO). Санитарные врачи выпускают толковые сборники, где публикуют полезные сведения о вреде шума для здоровья и рекомендации о предельно допустимых уровнях. Всё во имя человека и во благо его! Кто бы россиян просветил, а? Ведь большинство жителей городов находятся в группах риска, связанных со степенью шумового влияния, и ни черта об этом не знают.
Честно говоря, не помню, чтобы кто-то из великих мира сего всерьёз обеспокоился «шумовой» темой в нашей стране. Поэты прошлого не в счёт. Президент то в тихом Кремле за высокими стенами, то в местах, где не шумят. Глава Роспотребнадзора, главный санврач России Геннадий Онищенко, кажется, уделял внимание всему: мясу, молоку, конфетам, сибирской язве, птичьему гриппу etc. Однако я не слышал его громких заявлений о борьбе с шумом. Или они тихо звучали? В Омской области, как и во всех субъектах Федерации, есть законы и нормативные акты. Но по традиции их строгость компенсируется необязательностью исполнения. Отличный повод для губернатора и мэра спросить у своих подчинённых о «самочувствии» населения в дневное и ночное время. Заодно поинтересоваться, сколько денег в виде штрафов принесли тощей казне физические и юридические лица, шумно нарушающие покой и сон дорогих омичей.
Если вы, уважаемые читатели, - не дай бог! - страдаете от городского шума, то не стесняйтесь сообщать о нём в цитадели исполнительной и законодательной власти, а также в оплоты местного самоуправления и правопорядка. Обмундиренные чиновники могут не знать, как плохо вам живётся в Омске, и недооценивают вред. Может, им кажется, что вы обитаете в изолированных районах, в домах с плотными окнами, под присмотром полиции и охранных структур. То есть там, где в полночной тишине не слышен даже тихий, набоковский шум. Ноль децибелов! Неуловимый ухом, как взмах крыльев бабочки...
И ещё большая просьба. Сами не шумите, пожалуйста.
«Ваш Ореол» № 31 (759) от 31 июля 2013 г.