И смех и грех. Недавно Либералиссимуса Российской Федерации, неподражаемого и непревзойдённого, съевшего в мировой и отечественной политике пуд соли и пресловутую собаку, пресса вынесла на сцену из политической кухни в квашеной капусте. Одноактный спектакль с участием лидера ЛДПР шёл в Киеве и незатейливо назывался пресс-конференцией. Как говорится, ничто не предвещало. Жириновский, одетый в не «самый дорогой» костюм, солировал перед публикой в присущей ему державной манере. Вдруг из партера маленького зала в него что-то полетело. Ну ладно бы гнилые помидоры, тухлые яйца, торт со сливками или национальный шмат сала. Нет! Кислая капуста. Смахнув с плеча продукт питания, Владимир Вольфович резко встал из-за стола и в ответ на девичий выкрик «украинофоб» произнёс яростный монолог. Всего за каких-то полминуты либерал-демократ поставил диагноз капустной метательнице («тварь» и «шизофреничка»), объявил строгий выговор своей нерадивой охране («уволю!») и почему-то даже вспомнил о голодающих бомжах «Рiдны нэньки». Bravissimo, Вольфыч, туды-т её в качель!
Граждане! Проходной и, я бы даже сказал, банальный эпизод, которому не стоило бы выделять в газете трёх коротких фраз петитом. Тем более что участники внезапного конфликта разошлись миром. Жириновский «отбыл номер» до конца и уехал на Бессарабский рынок, чтобы там прикупить в дорогу бочонок квашеной капусты, сальца и копчёной колбасы. На пользу да и дёшево! Надо отметить, что охранники главного героя вели себя по-мужски и даже достойно. Никто из них не пинал девушку ботинком в красивое лицо, не сворачивал ей буйную головёнку грубым хуком справа. Как можно? Просто записали «выходные данные» паспорта и отпустили восвояси. И пошла Таня Лиходеева, палимая солнцем дешёвой славы, туда, откуда пришла. Может быть, в Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого, где она пока учится. Или - вместе с товарищами, бывшими рядом с ней на выездном спектакле, в свою протестную организацию под громким названием «Коаліція учасників помаранчевої революції» (КУПР). Кто знает…
Вольфыч сначала-то шибко рассердился, а потом в сердцах сказал: мол, «её подкупили, ей дали задание прийти и сорвать пресс-конференцию». Однако явно ошибся. Студентка, вероятно, выступила бескорыстно и по велению своего трепетного сердца. Ей это не впервой. Например, в июне 2012-го юная «актриса» участвовала в скандальном перфомансе, который назывался «Изнасилование 16-летней Конституции». У здания Администрации президента Украины сия барышня, перепачканная тушью, в короткой красной юбке, в белой рубашонке и рваных колготках, страстно декламировала: «Я - Конституция Украины, несовершеннолетняя, заявляю о многократном совершении в отношении меня преступлений, которые являются грубым надругательством над моей честностью и достоинством…». Короче говоря, этакая оранжевая революционерка с ярко выраженным театральным уклоном. Если бы делегация Жириновского знала о предстоящей акции, то «четвёрку отважных» на порог зала бы не пустили.
Кстати, возникают интересные параллели. Поветрие у них там, в Украине, что ли? Эпатажные дамочки из ню-движения Femen не дают гражданам забывать о себе. Как-то весьма ловко у них получается! То «парфюмерный блуд» по России, то нагишом на избирательном участке в Москве, где голосует кандидат в российские президенты, то нападение с «голым торсом» на патриарха Кирилла, прилетевшего в Киев. Странные понятия у женщин о формах революционной борьбы. А впрочем, хорошо, что на абордаж нравственных и политических устоев крепкотелые украинские «амазонки» идут с капустой, цветами и грудями наперевес. Хуже, если бы они взяли пример, допустим, с Веры Засулич или Фейги Ройтблат, в миру более известной по псевдониму Фанни Каплан.
Не уверен, что все читатели «Вашего ОРЕОЛА» помнят события и героинь прошлых лет. Нынешние революционерки, слава богу, в подмётки им не годятся! Террористка и «ликвидатор» Засулич непродолжительное время состояла в народнической группе киевских «бунтарей». В январе 1878 года она прославилась на весь мир покушением на петербургского градоначальника Фёдора Трепова. Отчаянная дама пришла на приём и всадила вельможе в грудь две пули. Он остался жив. Репортажи из зала суда публиковали крупнейшие американские и европейские газеты. Председательствующий в суде Анатолий Кони вынес оправдательный приговор, который на ура приняла вся либеральная общественность Российской империи. (Мне почему-то кажется, что именно это «всепрощение» привело террористов к убийству императора Александра II в марте 1881 года.) Анархистка Фанни Каплан в 1906-м собиралась прикончить киевского генерал-губернатора Владимира Сухомлинова, но в гостинице «Купеческая» случайно подорвалась на самодельной бомбе. Раненую и почти ослепшую, её арестовала полиция. Спустя 12 лет, сменив анархистские взгляды на эсеровские убеждения, пассионарная мадам объявилась на заводе Михельсона в Москве и «неудачно» расстреляла из браунинга пролетарского вождя Владимира Ульянова-Ленина. Это сегодня высшие должностные лица, если захотят, могут позволить своей охране вежливые церемонии после благополучно исчерпанных инцидентов. Для пиара, так сказать, и создания положительного имиджа. Ильич выжил, но большевики не миндальничали. Знаете, чем окончилась короткая жизнь Фанни Каплан? Расстрелом без суда и сожжением её трупа в бочке из-под смолы у стен древнего Кремля. В назидание террористам!
Но вернёмся к теме метания продовольствия в политиков, актёров, бизнесменов и вообще в видных людей. Она заслуживает внимания по нескольким причинам. Во-первых, торты, яйца и помидоры кидают в разных странах, а не только в Украине. Во-вторых, это самый безопасный способ протеста. И в-третьих, кратчайший путь к известности. Владимир Жириновский однажды во время телепередачи плеснул воду в лицо Борису Немцову и стал героем не утром, а в ту минуту, когда обтекал его противник. Лидера ЛДПР забрасывали яйцами в Смоленске национал-большевики, а ещё раньше какие-то дерзкие девицы обливали «бурдомагой» из мороженого, горчицы и кетчупа. Впрочем, с него всё как с гуся вода. И даже нынешняя «капустная история» ему не во вред!
Известно, что лавры «тортометателя» шелестят на голове некоего бельгийца по имени Ноэль Годен, который создал и возглавляет движение «Международные пирожные бригады». Давным давно он работал в дешёвом журнале и писал заметки о кино. Однажды это ему надоело, и Годен решил бросить торт в лицо писательнице Маргерит Дюрас, выступавшей в своих книгах против «бесцветности будничной жизни». Вот ей первой и скрасили жизнь. Естественно, нашлись последователи и стали кидать в известных людей всё, что заранее готовилось для мирного «теракта». По рецепту Ноэля, торты должны быть свежие, густо смазанные кремом или со взбитыми сливками, без орехов. Чтобы не поцарапать жертву. Непростому искусству метания следует учиться у великого комика Бастера Китона. Тот однажды на съёмках швырнул сладкий снаряд на девять метров и попал точно в лицо. На этом фоне капустная атака в Киеве - пошлая художественная самодеятельность.
В общем, и смех и грех.
«Ваш Ореол» № 6 (734) от 6 февраля 2013 г.