Читатель почти всегда прав и имеет полное право так считать. Более того, он вправе не верить ни единому слову писателей. Они морочат ему голову всякими нелепицами и выдумывают чёрт знает что, пока Бог спит. Шекспир сочинил историю о принце Гамлете и вывел на сцену ужасную Тень его папы. Есенин писал стихи о чёрном человеке и своей белой горячке. Голова главного героя махала ушами, как крыльями птица! У Шварца - в самый разгар сталинизма! - тень убегает от учёного к дочке короля и едва не женится на ней! В новой мистификации Шкаев наш Сергей позволил себе самым беспардонным образом зарифмовать чудовищный бред (см. сноски под текстом - ред.) выдуманного им прораба, тень которого якобы стала большим начальником. Не верьте! Автор предупреждает, что этого не могло быть, потому что не могло быть никогда. Если читатель подумает, что Алёша Хрюков - это… Нет, нет, это не Он! Если кому-то покажется, что Тень прораба похожа на… Ни в коем случае! Так для чего же мы публикуем сие, с позволения сказать, поэтическое произведение? Во-первых, следуем традициям мировой классической литературы. Во-вторых, ратуем за свободу слова. А в-третьих, потому что во-первых и во-вторых…
ПРОЛОГ
Хотел я притчу без пролога
Вам рассказать, но, видит Бог,
В ней необычного так много,
Что нужен всё-таки пролог.
Тут - пара истин от науки
И миф один, чтобы от скуки
За рюмкой чая вас избавить
И лёгким трёпом позабавить
О том о сём. И, между прочим,
Отметить: в Книге Бытия
Видны пробелы. Так что я
Тень опишу. Родившись ночью
От брака Света с Тьмой, она
При жизни всякому дана.
«Да будет Тень!» - крамольной фразы в священных текстах точно нет. В начале Мира как-то сразу Господь прозрел и создал Свет. Свет был прекрасен. Лучше Тьмы. Потом учёные умы - светила, светочи народов! - понять, постичь его природу нам помогли. Корпускулярной держался версии Ньютон, Гук отвергал его закон и объяснял всем популярно: Свет - это волны. Без них мы не отличали б Тень от Тьмы.
У метафизиков иная система ценностей, друзья, а Тень - субстанция живая и часть души, второе Я. Мы заслоняем Тень собою от солнца, не давая зною спалить наш контур черновой. И даже спать берём с собой! Карл Густав Юнг писал про то, что она гуще и темней, когда субъект не связан с ней. Фрейд говорил о снах, Платон… Вам отдаю на правый суд моих героев. Они ждут!
ИЛЛЮЗИЯ ПЕРВАЯ: УХОД ТЕНИ
Прорабом был Алёша Хрюков в колонне «МелиоЗемСтрой». Однажды кран пудовым крюком ударил в темя. Чуть живой побрёл к бытовкам. Там под вечер актив, собравшийся на «вече», решил ему доверить место Главы месткома всего треста. Алёша честью озадачен: со всеми трубы воровал, песком, цементом торговал… Высокий пост?! Что это значит? «Не! На местком не брошу тень. Я в энтой сфере туп, как пень».
Придя домой, Алёша водку солёным груздем закусил (бухал, как все, то бишь в охотку!) и после стопки загрустил. Встал у окна. Закат пожаром в лицо светил, не грея жаром. Он обернулся. От окна - в багровых отсветах стена… А тени… нет! Лишь крест от рамы! Прораба ужас обуял, и он, как вкопанный, стоял, не понимая смысла драмы. Парейдолический1 синдром пришёл бедою в его дом!
Как жить теперь? В канун субботы пропала тень. Ну, это - бред! Напуган Хрюков до икоты и, спать ложась, не гасит свет. Его как будто совесть гложет. Закрыл глаза - уснуть не может. Иль это чудится ему?! Себя, бредущего во тьму, вдруг видит, словно на экране. Одет во врéтище2, босой, в руке - свеча, и сам не свой. …Скрипит, качаясь, крюк на кране. «Quo vadis3, Лёша?» - слышит он. «Сказать, что в храм? Да это - сон!».
Не сон, не явь, а всплеск иллюзий прораба гонит в Божий храм. (Могу без авторских аллюзий4 вам сообщить, что будет там.) Алёша жаждал Причащенья, желал у батюшки прощенья просить за всё, что натворил, признать грехи, набраться сил. Болезный мозг в тисках сомнений. Как бы спросить у старика: «А не отсохнет ли рука, креститься ежели без тени?». Душа болит у Алексея и, плача, алкает елея…
ИЛЛЮЗИЯ ВТОРАЯ: ПОИСК ТЕНИ
К утру на Тарской был Алёша. Он осторожно, словно вор, минуя суд, шёл с тяжкой ношей в Просто-Воздвиженский собор. Дрожа от ветра, атеист (!) пел нудно древний акафист, канон какой-то покаянный... Не зная слов. Во, окаянный! У чёрных кованых ворот вдруг видит - чёрная карета. Иустин Львович5 с того света приехал в Омск, дабы комплот составить тайный с Колчаком и захватить с ним Белый дом.
К архиепископу Сильвестру, прораб, стеная, в ноги пал. Тот по какому-то реестру Алёшу сразу же узнал. «Сгинь, большевик!» - вскричал владыка... У Алексея вместо лыка - ремень с наганом и - о боже! - тужурка чёрная из кожи... Уже не храм - завод кишечный! И Каинск6 грязный. Хата в дóлу. Архиерей, прибитый к полу. И привкус страха с кровью вечный. Герой, ругаясь грубо, матом, узрел на теле пять стигматов7.
Не может быть! Прораб о тени Сильвестра утром шёл молить. А днём он выступил, как Ленин, с броневика. Потом отлить его велел ЦэКа из бронзы. Дерьмократические бонзы украли деньги, мать их так, и вот - из воска он Колчак. Сидит в музее. Пыльно, душно. Мундир «Ленфильма» давит грудь. И в нём ни охнуть, ни вздохнуть… И по нужде бы выйти нужно-с... Но как? На Лёшу и в клозете придут, конечно, поглазеть.
Когда идейная старушка прораба ткнула шилом в бок, сия музейная «игрушка» рванула к чёрту со всех ног. Вдоль Иртыша. В Консервный зал, где Шнитке оперу давал «Жизнь с идиотом»8. Вся элита при попустительстве Главлита9 уже давно собралась там. Тузы с обличием дебилов, богатых, сытых от «распилов», толпа пустых, развратных дам… Наш денди вышел к ним из мрака с камелией в петлице фрака.
По своей прихоти, Читатель, я кое-что здесь пропускал. Алёша, старый мой приятель, бродил везде и тень искал. И вот, когда сидел в музее, услышал там от ротозеев, что, дескать, «местный governor10 - такое редкое говно и чья-то тень». Прораб впал в транс: его родная тень сменила пол на мужской?! Какая сила могла такой сложить пасьянс?.. Страдать он более не может и рвётся к Тени прямо в ложу.
ИЛЛЮЗИЯ ТРЕТЬЯ: ВСТРЕЧА С ТЕНЬЮ
Да! Посреди шикарной ложи стоял вальяжный господин, на Лёшу внешностью похожий, как брат близнец. Один в один. Алёша руки, чтоб обняться, раскинул было, но, признаться, вдруг оробел от слов субъекта: «Зачем пожаловал?». И некто за спину Лёши тотчас встал. Прораб униженно юлил, второе Я вернуть просил и, замирая, смотрел в зал… Из ямы, где играл оркестр, ему мигал святой Сильвестр.
В первом ряду - сам прокуратор Пилат! На сцене у кулисы садист, в руках держа секатор, отрезал голову актрисы... Двойник глядел куда-то мимо, в его лице… ни йоты грима. Прорабу стало сразу видно: у личной Тени цвет - аспидный. «Хороший, право, драматург! - изрёк субъект, по Юнгу тёмный. И тут же, будучи нескромным, признался гордо: - Я Демиург11. Я здесь Хозяин всего края. И тебя, сволочь, с детства знаю».
Наш Хрюков рот от возмущенья едва успел открыть, как Тот - и не скрывая раздраженья! - прораба взял в свой оборот: «Ты кто такой? Ну… Между нами… Раствор коллоидный с костями. Застывший студень, гель лабильный! (Простите, ругани обильней давно уже не слышал Лёша!) Но Демиург, сердясь, орал: «ВКП(б) ты подрывал, а я… на шухере…». В ладоши захлопал зал. Антракт. Буфет… И вот опять погашен свет.
Под звуки танго12 двое снова ведут «семейный» диалог. Второе Я приводит новый, убойный факт. Однажды Бог, встав на Ахазовы ступени, команду дал вернуться Тени и исцелил тем Езикию13. (Здесь в скобки просится IKEA.) «В Четвёртой Книге Царств, невежда, читай! Мы с ним в Ершалаиме руками - правда, не своими! - каналы строили. Надежду давали людям, что вода придёт теперь к ним навсегда!».
Алёша слушал байки в ложе, не принимая их на веру. Ему хотелось дать по роже за то, что якобы карьеру чуть не сломал в месткоме… Тени. Она, без всяких в том сомнений, узнала раньше про отказ, и некто выполнил заказ, ударив Лёшу крюком в темя. А дома в водку - клофелин. И пока спал прораб один, транжиря даром своё время, она всего добилась в жизни, вместо него служа Отчизне…
ЭПИЛОГ
И снова в доме Лёши вечер. Он у окошка, и закат изобразил его по плечи пятном размытым. А тот рад своей проекции на стенке. И не дрожат его коленки, и не встаёт причёска дыбом, и не пугает страшным видом от рамы крест в пустом окне. На небе шваброю Сулажа14 Господь рисует тени сажей и проблеск адовых огней. ...Простим герою грешный бред. Он жив, здоров. Да будет Свет!
Голос свыше: «Граждане, берегите свои Тени, не отбрасывайте их. Мало ли что…»
1Парейдолия - разновидность бредовых иллюзий при острых психозах, в т. ч. алкогольных, здесь состояние усугубляется сотрясением мозга и стопкой. 2Врéтище - (устар.) грубая одежда из мешковины, надевавшаяся при раскаянии. 3Quo vadis? - (лат.) Кво вадис, куда идёшь ты. 4Аллюзия - шутка, намёк. 5И. Л. Ольшевский - архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр, соратник Колчака. 6Каинск - с 1935 г. Куйбышев, Новосибирская обл. 7Стигматы - раны на теле человека, кои соответствуют ранам распятого Христа. 8«Жизнь с идиотом» - скандальная постановка, которой в Омске не было. 9Главлит - здесь как цензура. 10Governor - (англ., гавэнэ) - правитель. 11Демиург - творец, создатель. 12«Танго» в опере А. Шнитке на самом деле звучит в первом акте. 13Езекия - царь Иудейский, строил города, создавал пруды и водоводы. Бог на ступени не вставал, но тень вернул. 14Пьер Сулаж - художник-абстракционист.
«Ваш Ореол» № 43 (719) от 24 октября 2012 г.