В Украине (а по-русски - на Украине) парламент принял Закон «Об основах государственной языковой политики». Этот закон взорвал украинское общество. По крайней мере, так попытались изобразить реакцию коренного населения крайние националисты. На акции протеста явились сотни крепких мужиков, но шум они подняли такой, что многим показалось: на площадь вышла половина Киева. Хвалёный отряд спецназа «Беркут», который в прошлые времена мужественно сокрушал многотысячные толпы инакомыслящих, так почему-то и не смог пробиться сквозь пикеты и очистить дорогу президенту, который собирался выступить с соответствующим заявлением. Неудача спецподразделения, видимо, тоже должна была обозначить мощь протестного движения. В общем, набили цену принятому документу на этой сорочинской ярмарке до небес. Заинтересованная в продвижении русского языка Россия должна, по идее, быть крайне признательной Януковичу за этот закон, который он мужественно продвигал, несмотря на противодействие оппонентов. Президент Украины тем самым продемонстрировал нам верность взятым на себя обязательствам. Ведь он, будучи кандидатом и опираясь на поддержку России и русскоязычного населения Украины, обещал сделать русский язык вторым государственным.
А что же на самом деле? Закон-то оказался весьма куцым и не про то. Даже прежний закон 1989 года был получше в некотором смысле: государственным являлся украинский язык, а русский имел статус языка межнационального общения, на котором велось делопроизводство, и все чиновники обязаны были его знать. Теперь же русский язык признан «региональным языком» в 13 областях Украины. Даже не так. Он «может получить» статус регионального языка в этих частях республики, но для этого заинтересованному населению нужно совершить длинный ряд различных манипуляций, организовать сбор документов и предпринять долгие хождения по конторам, где с ними чиновники-националисты будут разговаривать исключительно на «мове» и (легко предположить) чинить всевозможные препоны, благо нечёткость положений закона позволяет это делать.
Таким образом, заметного прогресса в удовлетворении интересов доброй половины граждан Украины мы не обнаруживаем. Более того, теперь в 14 областях республики русскому языку отныне «ничего не светит». Закон фактически ЗАПРЕТИЛ обращение русского языка в 14 регионах Украины. Там он уже никак не защищён, хотя русскоязычных там довольно много, во всяком случае, более шести процентов (это я к тому, что, например, вторым государственным языком в Финляндии признан шведский, потому что в республике шесть процентов населения - шведы).