Наши болельщики ринулись в Варшаву за острыми ощущениями, поболеть за своих на чемпионате Европы по футболу. Их там ждут. Но не только на трибунах. Ждут полицейские и политические провокаторы. И острых ощущений, возможно, будет несколько больше, чем планируют гости.
Во-первых, всё ещё неясно, будут ли преследовать наших болельщиков за футболки с серпом и молотом и другими символами бывшего СССР. Они, так же как и нацистская свастика, согласно польскому законодательству строго запрещены, и санкции за их ношение очень серьёзные. Во-вторых и в-третьих: снова Катынь и гибель их президентского самолёта под Смоленском. В общем, приём нашим некоторые силы в Польше готовят не сказать что тёплый, скорее - горячий.
В связи с этим, естественно, вспоминается и «анти-Катынь»: гибель более 80 тысяч российских пленных в Польше в 1920-1922 гг. Об этой страшной странице в наших взаимоотношениях в Варшаве не любят вспоминать. Польская сторона, во-первых, упорно препятствует проведению расследования, скрывает и фальсифицирует данные, а во-вторых, никак не хочет признать свою ответственность за содеянное.
Как известно, в ходе войны с Польшей в 1920 году Красная армия, дойдя до Варшавы, потерпела поражение и обратилась в бегство. В плен попало около 150 тысяч красноармейцев. Содержались они в десятках концентрационных лагерей в Польше, Западной Белоруссии и Западной Украине в нечеловеческих условиях, что и приводило к невиданно высокой смертности среди узников. Расправы над пленными начались уже в момент пленения: есть сведения о том, что многочисленные группы наших пленных просто не доводились до лагерей, их расстреливали по дороге. В самих концентрационных лагерях практиковались бессудные казни за малейшую провинность и без повода. Демонстрировался и этнический подход в выборе наказуемых: особо бесчеловечному обращению подвергались русские и евреи.
Отчасти поляки вынуждены признать неоспоримые вещи. Но они говорят о 13-16 тысяч умерших в лагерях - ну вроде как «естественная убыль».
Конечно, я не призываю к тому, чтобы наши болельщики ходили по Варшаве с соответствующими плакатами. Но почему совместная польско-российская комиссия, опубликовав только первый том документов по этой теме, прекратила свою работу (хотя и не распущена)? Разумеется, злодеяния, совершённые по отношению к нашим пленным в Польше, ни в малейшей мере не оправдывают Катынь, но очень много политиков на Западе стремятся трансформировать антисталинские настроения в антироссийские, сделать из России вечную «империю зла». Нет, такой футбол нам не нужен.