Ничто не стоит так дорого, как дешёвая популярность. Вероятно, скоро в этом предстоит убедиться гламурной журналистке Божене Рынске, в отношении которой Главное следственное управление СК РФ по Москве возбудило уголовное дело. За оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) даме ярко «светят» крупный штраф или исправительные работы сроком до одного года. Эка невидаль на Руси - суд и дело! Однако новость об этом весьма заурядном событии распространили все крупнейшие СМИ. Словно по закону сообщающихся сосудов откликами мгновенно наполнился и Интернет. На защиту Божены встали представители площадной политтусовки и завсегдатаи скандальных ток-шоу. Всеми гранями засверкали в полемике их фразы о полицейском произволе, о тирании Кремля, о свободе слова, о засилье цензуры и ещё чёрт знает о чём, срочно притянутом за уши.
А что, собственно, произошло? Цитирую Интерфакс: «Скандал вокруг светской обозревательницы разгорелся 6 декабря 2011 года, когда спецназовцы задержали её во время несанкционированной акции оппозиции на Триумфальной площади. Сразу после освобождения Б. Рынска разразилась на своей страничке в Facebook и в «Живом журнале» угрозами в адрес спецназовцев... Журналистка обещала вознаграждение за списки с домашними адресами полицейских... «Нужны имена, фамилии, адреса. Если фотографии - так вообще круто и оплачивается дополнительно», - уточнила Рынска в одном из сообщений. В другом сообщении Рынска заявила, что на следующие митинги будет брать с собой «шило, чтобы изловчиться и глаз кому-нибудь из них выколоть…». Следствие в течение полугода заказало две лингвистические экспертизы, чтобы рассмотреть в высказываниях экстремизм, угрозы жизни и насилия. Установлено, что полицейские не являются социальной группой. Ещё раньше было известно, что они - не агнцы божьи и на работу выходят с оружием и дубьём. Представим на секунду, что бы произошло в обществе, если бы какой-то известный омоновец в своём блоге написал нечто подобное о политиках, о журналистах, об актёрах и прочих гражданах, кто, как на работу, ходит на митинги. Да его бы разорвали на куски за такое рынское «шило».
Честно говоря, я и минуты вашего драгоценного внимания не потратил бы на пересказ криминальной хроники, в которую вляпалась героиня. В России каждый день «кони всё скачут и скачут, а избы горят и горят». И немало экзальтированных женщин, которые останавливают этих коней и входят в пылающие избы, не сходя с газетных полос и голубых экранов. Достаточно вспомнить, например, девиц, оголявшихся «за Путина», пассионарную Ксению Собчак или скандальную панк-группу Pussy Riot, выступившую в храме Христа Спасителя. У Божены Рынски случай особый. Новая власть, используя её пример, послала обществу недвусмысленный сигнал, который необходимо услышать и правильно оценить. Понятие «правильно» весьма условно: всякий слышит то, что хочет слышать. Те, кто считает, что Рынску следует покарать, возрадовались. Считающие Божену героиней возмутились и запаниковали, почувствовав запах жареного. Всем стало ясно, что Путин и К°, пропустившие серьёзные удары, настроены действовать жёстко и без пощады к противникам. Власть отсканировала ответную реакцию общества и сейчас изучает нюансы. Будущее не предвещает внесистемной оппозиции чего-либо хорошего. Кажется, государство, борясь с ней, вспомнило тезис Николая Бердяева о том, что оно «существует не для превращения земной жизни в рай». Божена Рынска не первая, кого выдернули из либеральной толпы пред светлы очи правосудия, и уж точно не последняя. Каждый день задерживают тех несогласных, кто «высунулся из трамвая» на болотных, триумфальных и прочих площадях. Просто эта журналистка ярче других.
Причём вот ведь что интересно. В статье «За стукачом в России топор гуляет…» («Ваш ОРЕОЛ» от 9.05.2012 г.), посвящённой проблеме доносительства, я написал: «Почему-то думаю, что наши граждане гуртом ринутся стучать друг на друга…». Угадал, ей богу, но нет от этого у меня «чувства глубокого удовлетворения». Какое уж тут, к дьяволу, удовлетворение?! Оказывается, ещё в декабре прошлого года какие-то бдительные блогеры из Санкт-Петербурга обратились в МВД РФ с просьбой «проверить угрозы Б. Рынски в адрес сотрудников столичного ОМОНа». Оперативники Главного управления по противодействию экстремизму (ГУПЭ) быстро установили имена заявителей, их адреса, потом выехали в город на Неве, где их и опросили. Зачем Системе понадобилась такая сложная схема привлечения журналистки к уголовной ответственности, остаётся только гадать. Вполне зрелая мадам, которую нельзя заподозрить в девичьем легкомыслии, записи хранила не под семью замками в шкатулочке, а выставила, повторюсь, в Facebook и «Живой журнал» на всеобщее прочтение.
Сейчас обсуждаются разные гипотезы о причинах происходящего. В том числе и экзотические. Одни говорят, что власть пытается в протестном движении «подменить» Ксению Собчак, быстро набирающую политический вес, на более легковесную и скандальную Божену Рынску. Другие рассуждают о том, что с помощью пришитой ей «уголовщины» можно отвратить граждан от дальнейших протестных акций. Из всех версий наиболее правдоподобной выглядит версия о том, что власть намекает обществу о необходимости «разумной цензуры» в Интернете. Впрочем, не только намекает. Уже существует и, вероятно, в этом году будет принята «Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности». Под безопасностью авторы документа подразумевают «состояние защищённости интересов личности, общества и государства от угроз деструктивных и иных негативных воздействий в информационном пространстве». Цель благая. Помнится, и в статье 22 Цензурного устава, утверждённого 9 июня 1804 года императором Александром Первым, говорилось: «Скромное и благоразумное исследование всякой истины, относящейся до веры, человечества, гражданского состояния, законоположения, управления государством или какой бы то ни было отрасли управления, не только не подлежит и самой умеренной строгости цензуры, но пользуется совершенною свободою тиснения, возвышающего успехи просвещения». Увы, в России любая свобода кончается притеснением народа и поиском врагов.
Если Конвенция будет принята, то, как в Китае, преследования следует опасаться не только тем, кто распространяет слухи, призывает к протестам и массовым собраниям, кто оскорбляет других пользователей и пишет клеветнические комментарии, но и тем, кто к этому не причастен. Может, кто-то из продвинутых юзеров думает, что ему, как запечному сверчку, удастся спрятаться в мировом интернет- пространстве? Да что вы! По первому же неприятному для власти звуку найдут и тапочком прихлопнут. Не сегодня, так завтра. Или - через полгода. Всё зависит от задачи, которая в ближайшее время будет поставлена правоохранительной системе. В том, что она будет поставлена, лично я не сомневаюсь. У государства есть ещё одна цель, указанная русским философом Бердяевым, - помешать земной жизни окончательно превратиться в ад. Вот только бы дорогу не вымостили благими намерениями и жертвами…