Если в советской юности вы не прочли книгу Вениамина Каверина «Два капитана» или не видели одноимённый фильм, то это трудно чем-либо объяснить. А если, став старше, ничего не слышали про Иуду, Иудин поцелуй и тридцать сребреников, то вы, вероятно, бывший атеист и счастливый человек. Это значит, что вас никто не предал, не продал, не сдал, и что нет нужды искать в жизни, в литературе, в истории приличные метафоры и оценки для такого одиозного явления как доносительство.

Эта тема возникла на самом высоком уровне. Президент Дмитрий Медведев встречался с рабочей группой, формирующей «Открытое правительство». Разговор шёл о борьбе с коррупцией. Казалось бы, вдоль и поперёк изъезженная проблема. Что можно сказать нового? Нашли. После того, как слово предоставили экономисту Сергею Алексашенко, беседа приняла неожиданный оборот.

- Мы долго спорили, нужно или не нужно платить людям, которые информируют о коррупции, - сказал
экономист, обращаясь к президенту. - В конце концов мы решили провести опрос общественного мнения.
На «Эхе Москвы» - три к одному, 75 процентов считают, что нужно платить; на сайте Алексея Навального 90
процентов считают, что нужно платить информаторам. Это на самом деле элемент вовлечения общества в борьбу с коррупцией…

- Почти библейская тема: можно ли стучать за деньги, хорошо это или плохо, и как нужно стучать, громко или потише, - ответил ему Дмитрий Медведев. - Знаете, у меня нет ответа на этот вопрос. С одной стороны, как и у любого человека, всякого рода доносительство за деньги у меня вызывает скорее вначале чувство отвращения. С другой стороны, когда я начинаю смотреть на опыт так называемых передовых государств, это помогает. Но делается это там всё-таки в меньшей степени за деньги, а просто от осознания того, что кто-то рядом с тобой ведёт себя не по правилам, безнравственно, незаконно. Поэтому денежную составляющую я бы не гипертрофировал, но в целом стимулирование к информации о совершённых преступлениях - абсолютно важная вещь.

Во как! Не зря я начал с сентенции про книжку Каверина. Не знаю, откуда отвращение к доносчикам у президента. Лично у меня оно проявилось после чтения «Двух капитанов». В ней есть персонаж по фамилии Ромашов. Ромашка! Ну совершенно гнусный тип. «Хилый, с большой головой, он ходил по дому с палочкой, стучал и прислушивался. В тринадцать лет он твёрдо решил разбогатеть. Его бледные уши начинали пылать, когда он говорил о деньгах…». При упоминании о стукачах первым вспоминается Ромашка. Вторым, конечно, Коровьев из романа «Мастер и Маргарита». Фагот звонил куда следует и голосом жильца Тимофея Квасцова сообщал, что председатель жилтоварищества Никанор Иванович Босой спекулирует валютой» и что в его квартире, в вентиляции, четыреста долларов. Тройку известных доносчиков в моём рейтинге стукачей замыкает Иуда. Видимо, потому что Евангелие от Матфея я читал позднее, чем те две книги, и Иудино предательство не произвело впечатления. Стукачей к тому времени я видел достаточно и даже пару раз пострадал. Не Иуду ли имел в виду президент, сказавший на совещании: «библейская тема»? Но в Библии нет и слова о том, как надо стучать: громко или потише! Вы помните, как было дело? Иуда Искариот пошёл к первосвященникам и сказал: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?» Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. Самое поразительное в библейской истории то, что Иисус заранее знал о предательстве Иуды и ничего не сделал для своего спасения. И, во-вторых, Иуда, предавший Христа, увидев, что тот осуждён на смерть, раскаялся, бросил монеты в храме, вышел из него и потом удавился. Не всё так просто, как кажется.

Честно говоря, я не уверен в том, что нужно вовлекать общество в столь сомнительную борьбу с коррупцией. Зараза очевидна и вызывает такое неприятие, что не хватит никаких денег для оплаты услуг. Почему-то думаю, что наши граждане гуртом ринутся стучать друг на друга. Если на Западе осведомительство существует как элемент национальной культуры и традиции послушания закону, то в беспредельной России стукачество почти всегда было способом расправы с неугодными или преуспевающими, богатыми или сильными. На ниве, унавоженной жертвами, испокон веку произрастали ромашки, иуды и прочие коровьевы-квасцовы, охочие до чужого добра и денег. Они всегда ходили и прислушивались, приглядывались, принюхивались. Я не беру современную историю и оплёванный либералами сталинский период. Времена оные были страшнее. Средневековье отмечено таким законодательным позором, как «Слово и дело государево». Любой мерзавец мог крикнуть «слово и дело», и этого было достаточно, чтобы людей, указанных им, схватили и бросили в застенки.

Примерам несть числа! В свои именины некий человек угощал куму и ласково приговаривал: «Выкушай же, всемилостивая государыня!». Сидевший за обедом гость прокричал «слово и дело». Хозяина замели и после допросов с пытками отправили на каторгу. «Преступник» забыл, что на Руси всего одна Всемилостивейшая государыня! Ещё факт. 23 ноября 1720 года фискал Верёвкин и поручик Шишкин спорили по поводу ношения русской одежды и ругали друг друга самыми грубыми словами. Когда кончились аргументы, один при свидетелях сказал: «Ты, Иван Шишкин, - царём сшибаешь и царёвым указом - играешь!». То есть обвинил в коррупции. По «слову и делу» чиновник Верёвкин два года «оттрубил» в казематах, потом был нещадно бит батогами с сохранением чести. То есть из уважения к чину его лупили, «не снимая рубахи». Почитайте на досуге книги историка Михаила Семевского, такое откроется в нашем прошлом, что не приведи господи.

Когда президент с образованием юриста и экономист рассуждали о выплате денег за стукачество, о создании «Бюро по противодействию коррупции», я вспоминал «законоискусника» ХVIII века профессора Московского университета Захария Горюшкина. Он описал не то настоящее, в котором жил, а наше будущее: «Подьячие сыскного приказа призывали к себе колодников из тюрем в канцелярию под предлогом поверки пыточных речей, а сами нашёптывали им, кого ещё оговорить, разумеется, известных им зажиточных людей. По такому наущению колодники гласно объявляли, что с ними участником был такой-то. Тотчас к нему в полночь нагрянет с подьячими команда, ворвутся в дом; испуганный хозяин даёт им деньги, и они сами хватают что попало; приводят его в приказ и ставят к ответу. Сперва пытают доказчика, потом принимаются за оговоренного; наконец доказчики повинятся, что напрасно оговорили, им за это дадут ударов по 15-20 кнутом. Что же за это получат в награду? Целковых по два, по три! Так бывало не в одном сыскном приказе». Вот вам и бюро, и борьба с коррупцией, и деньги  пресловутым стукачам…

Как вы считаете, уважаемые читатели, нужно ли государству платить за информацию о коррупционерах?