В 1924-м газеты писали, что тело Ленина «три дня будет выставлено в публичном месте». Но прощание затянулось. В 2000 году ученый Илья Збарский заявил: «Вполне вероятно, что в теле Ленина до сих пор сохранились молекулы с ДНК». Возможно клонирование?

Советские журналисты, писавшие 23 января 1924 года «тело Ленина три дня будет выставлено в публичном месте», не знали, что и спустя 90 лет мумия лидера большевистской революции будет оставаться в стеклянной урне на Красной площади в Москве.

Ленин хотел, чтобы его похоронили в Петербурге рядом с могилой матери, но сразу после смерти ученые забальзамировали его тело, чтобы, как объясняла тогда газета «Правда», с вождем мирового пролетариата могли проститься все трудящиеся.

Прощание затянулось. В 1930-м временный деревянный Мавзолей был заменен нынешней ступенчатой пирамидой из мрамора и гранита. С того года работает сложная система, обеспечивающая правильный температурный режим, нужный уровень влажности, атмосферного давления и освещенности.

За 15 минут до открытия Мавзолея для посетителей мумию вынимают из металлического гроба, где она покоится в часы, когда не экспонируется. Ее увлажняют специальным аэрозолем и помещают в саркофаг из пуленепробиваемого стекла, который заполняется специальным газом. Ежегодно тело подвергается химической и биологической обработке, чтобы обеспечить его нетленность.

В 2000 году ученый Илья Збарский заявил: «Вполне вероятно, что в теле Ленина до сих пор сохранились молекулы с ДНК». Это значило, что Ленина теоретически можно клонировать. Этот вопрос, о котором почти никто не задумывался, прибавилась к спорам о том, следует ли захоронить прах Ленина, которые раскалывают страну после распада СССР. По последним опросам, 28% россиян категорически против.

Со своей стороны, уполномоченный по правам человека Владимир Лукин в недавнем интервью заметил, что Красная площадь - неподходящее место для кладбища. Лукин полагает, что перенос праха Ленина и некрополя в Кремлевской стене уже не вызовет раздоров в обществе. Напротив, это оздоровит обстановку в стране.

Моника Аррисабалага