«Доволен ли я работой нашей компании в Сочи? Можно я не буду отвечать на этот вопрос?» - грустно вздохнул один из лучших топ-менеджеров Омска, гендиректор НПО «Мостовик» Олег Шишов, недавно завершивший строительство более тридцати олимпийских объектов на черноморском побережье. Но на некоторые другие вопросы Шишов все-таки кратко ответил.


- Олег Владимирович, судя по всему, в последнее время «Мостовику» пришлось несладко. Иски, уголовные дела, претензии налоговиков, конфликты с работниками по поводу заработной платы…
- Не было никаких конфликтов! И я очень благодарен сотрудникам своей компании за понимание. И рабочим, и управленцам. Кстати, в такой ситуации топ-менеджеры получили заработную плату в последнюю очередь, с некоторыми еще и сейчас рассчитываемся – и ни от кого никаких претензий!


- Почему в принципе возникли проблемы с выплатой заработной платы? Не получаете вовремя финансирование из бюджета за выполнение госзаказа?
- Нам тяжело прежде всего потому, что мы честно платим налоги. А на рынке, в том числе и в Сочи, нам приходится конкурировать с фирмами, которые работают по «серым» схемам, а то и с фирмами-однодневками, которые вообще не платят налоги. И государство на это смотрит, как иногда кажется, с удовольствием…


- На этом фоне в Омске усилились слухи: Шишова хотят заставить продать компанию, отсюда такой прессинг.
- Глупости это все!


- То есть иски, уголовные дела, претензии налоговиков – это всего лишь «рабочие моменты», без которых при участии в объектах такого масштаба, увы, не обойтись?
- В некотором смысле можно и так сказать, есть и такие методы. Что-то характерно именно этому проекту… Но нам важно, что нам поручили, и мы выполнили. Я всегда говорю своим сотрудникам: «Мы должны честно и добросовестно делать свою работу, несмотря ни на что!». Вы поймите, что сразу все – и смету, и сроки – рассчитать очень сложно. Начинаешь строить – и вдруг на пути строительства появляется газопровод, ты вправо – а там высоковольтные сети, дальше – теплотрасса, с другой стороны – забор… К тому же в Сочи тяжелейшая география, ведь это настоящее болото! Но самое главное, что все объекты построены качественно и, уверен, будут долго и успешно эксплуатироваться.


- Олег Владимирович, а можете рассказать о планах «Мостовика» в Корее, которую вы недавно посещали?
- Это очень непростой проект, и в таком кратком интервью я бы не хотел этого касаться. Много еще неопределенности. Но кое-какие бумаги уже все-таки подписаны. И еще более серьезные документы будут подписаны в Омске где-то 10-12 февраля, надеюсь.


- Прошу прощения за несерьезный вопрос. Что все-таки вы подарили Ким Чен Ыну? Об этом писали СМИ.
- Ничего особенного. Небольшой подарок. Сувенир сибирского мастера, есть такой вид искусства – резьба по кости. Вроде бы из кости моржа, конкретнее мне надо уточнять.


- Вернемся к Омску. Какова ситуация со строительством метро? В СМИ появляется самая разная информация по этому поводу.
- Работы ведутся в плановом режиме. И все эти инсинуации о том, что финансирование проекта уменьшено на 30 процентов, необоснованны. Основное поступление идет из федерального бюджета, и никакого уменьшения там нет. А из областного бюджета и в прошлом, и в позапрошлом году в начале года средств не было, деньги поступают позже. Наш проект – легкорельсовый транспорт, который можно использовать и под землей, и в наземном варианте, и в различных комбинациях, самое современное компьютеризованное метро без машиниста - находится на экспертизе. Этот проект метро –  новелла для России. На уровне Минрегиона нас как поддерживали, так и поддерживают.


- А вот на уровне области, судя по высказываниям некоторых чиновников, не все… У «Мостовика» конфликт по этому поводу с правительством Виктора Назарова?
- Я бы не хотел это комментировать, что называется, всуе. Журналисты просто выхватывают отдельные фразы из общего контекста. Нет у нас никакого конфликта, а есть общая задача – построить в Омске безопасный, альтернативный существующим вид транспорта. Ведь если ничего не менять, то через пять-семь лет Омск ждут транспортный коллапс и серьезное ухудшение экологии. Нашим предкам в 35-м году в Москве тоже было непросто начинать строить метро: и денег так же не хватало, и государство было слабое… Но вы можете представить, как бы вообще сегодня жила Москва, если бы они тогда не начали эту стройку?


Наталья Николаева