Правительство РФ предусматривает в ближайшие три года раздать автопроизводителям в России почти 270 млрд. рублей. Подобные колоссальные суммы получат практически все заводы, включая иностранные сборочные производства. Будет получать деньги и «АвтоВАЗ».

Как сообщает «Коммерсант», правительство опубликовало правила предоставления российским производителям автомобилей субсидий в 2014-2016 годах. Речь идет о компенсации части затрат на НИОКР, выпуск и «поддержку гарантийных обязательств» по автомобилям экологических классов «Евро-4» и «Евро-5», использование энергоресурсов и содержание рабочих мест. Попросту говоря, правительство продолжает господдержку автомобильной отрасли, несмотря на запретительные пошлины, почти полный ее контроль иностранцами и тепличные условия для производителей внутри РФ.

Из документов следует, что общий размер субсидий составит 84,3 млрд. руб. в 2014 году, 90,1 млрд. руб. в 2015 году и 96,6 млрд. руб. в 2016 году. Всего за три года производители получат около 270 млрд. руб. Получить субсидии смогут как сами производители, так и аффилированные с ними структуры, оказывающие услуги по производству автомобилей. Также говорится, что каждый сможет компенсировать до 90% от суммы затрат, отчисления будут производиться ежеквартально.

Основанием для отказа в субсидиях может, в том числе, послужить «недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных на год и плановый период». Самые крупные субсидии предусмотрены на содержание сотрудников (162,4 млрд. руб. за три года). Субсидии на производство автомобилей классов «Евро-4» и «Евро-5» составят 81,2 млрд. руб., на компенсацию энергозатрат - 19 млрд. руб., на НИОКР - 8,1 млрд. руб. на три года.

Официально субсидии должны помочь достигнуть «к 2020 году целевых показателей» развития отечественного автопрома. Но, как сообщает «Коммерсант», потребность в них возникла, чтобы «компенсировать негативный эффект от уплаты утилизационного сбора» отечественными автозаводами, который был с 2014 года распространен и на российских производителей. По оценкам Минфина, доходы бюджета от уплаты сбора российскими автозаводами в 2014-2016 годах составят почти 383 млрд. руб. То есть утвержденный объем субсидий покрывает 70,5% затрат. При этом ключевым условием получения субсидий станет производство в режиме промсборки, в рамках которого работает большинство автозаводов, включая «АвтоВАЗ». Средства получит и калининградский «Автотор», что отдельно оговорено в постановлении правительства. А вот небольшие производители, у которых нет промсборки, рассчитывать на помощь не смогут.

«Коммерсант» приводит мнение профессора ВШЭ Алексея Портанского, который считает, что новые субсидии «доказывают, что Россия начинает адаптироваться к правилам игры в рамках ВТО». Он отмечает, что «субсидии на экологию и научные разработки с большой долей уверенности можно считать соответствующими нормам ВТО при должном обосновании». Доказать целесообразность поддержки рабочих мест будет сложнее, отмечает эксперт, успех зависит от объемов выделяемых средств, а труднее всего обосновать субсидии на энергозатраты, учитывая назревающий спор России с ЕС вокруг энергокорректировок, в центре которого как раз адекватность внутренних цен на электроэнергию для производителей.

Игорь Федоров