В родной поликлинике три раза за последнее время отказали в приеме. Причина была одна: отсутствие на руках страхового полиса. Первый раз я заявился с паспортом, но без полиса, не зная о существовании такого нелепого требования. Я логично полагал, что сняв ксерокопию с паспорта и полиса и имея все это в моем деле, регистраторы не должны сомневаться в его наличии у меня вообще. Второй раз я просто забыл его дома (самая правдоподобная, самая распространенная и, тем самым, самая уважительная причина у россиян). Третий раз приспичило недалеко от больницы, и я наивно приполз к ее дверям, полагая, что там правнуки Гиппократа окажут мне помощь и без бумажки, только при наличии тела. Не тут-то было. Пшел вон!

Да, это торжество формализма, к которому мы относимся отрицательно. Но огульно осуждать все формальности не стоит: довольно часто формальность имеет в своем основании какую-то объективную логичную причину. Но в описанных случаях я так и не усмотрел хоть какой-то логики в том требовании. Полис у меня пожизненный, значит, срок его не может вдруг закончиться, и продления его не требуется. Ксерокопия полиса с номером лежит в регистратуре. Паспорт у меня в руках, кроме того, и регистратор, и врачи знают меня в лицо, т.е. сомнения в моей идентичности нет. И они отлично знают, что полис у меня есть, конечно. А что тогда нужно??? Почему нужно прогонять больного, нуждающегося в помощи человека из больницы?! Я сходил домой, принес эту бумажку и – все успокоились!!!?? А что изменилось? ЧТО я удостоверил этим предъявлением подлинника? Ведь никто и не сомневался, что он у меня есть. Просто надо было обязательно сгонять больного человека туда и обратно ради… Ради чего? Выходит я удостоверил то, в чем на 100% были уверены все! Поразительно!!

Нет, не по-человечески у нас жизнь устроена. Не от интересов человека исходит государство и его многочисленные чиновники. Никак мы не можем развернуть его лицом к гражданину. Все положения и инструкции пишутся так, чтобы удобно было ведомству и его служащим. Удобство «просителей» – на последнем месте, а чаще всего – никак не учитывается. Накапливают гигантские очереди в коридорах, а если где и поставят пару скамеечек вдоль стенки, то уж туалет-то непременно закроют на ключ – «служебный»!!! Иногда туда вальяжно проплывают обладатели эксклюзивного права пИсать в ведомственном сортире, а чаще всего туда проходят служащие, чтобы ополоснуть чайные чашечки. Мающимся по многу часов в очереди людям туда нельзя: наверное, у чиновников там и писсуары какие-то особенные – «служебные». Эх, взять бы всех этих составителей антинародных инструкций, этих «врагов народа» – да на парашу! Тоже ведь в некотором роде – «служебный» туалет.