Мэрия осуществила-таки свои планы и в три приема отказалась от немногочисленных пригородных маршрутов. Идет отказ и от городских маршрутов. Любое дальнейшее решение уже не улучшает, а ухудшает ситуацию – в шахматах это называется цугцванг.

Пассажиров Омска и ближайших пригородов новый год встретил неприятным сюрпризом: десятилетиями ходящие маршруты вдруг исчезли, а вместо них появились некие суррогаты, принимать которые некоторая часть населения категорически отказалась. Это департамент транспорта почти завершил процедуру, о которой БК55 рассказывал еще 30 октября – отказался от пригородных перевозок.

…Когда-то городские автобусы обслуживали более половины маршрутов в ближний и дальний пригород Омска. Более того, они отправлялись даже с автовокзала (Надеждино, Малокулачье), и уж что совсем представить сейчас невозможно – конечные некоторых маршрутов были вне Омского района: 137 (с. Орловка, ПАТП-7, Марьяновский), 164 (с. Байкал, ПАТП-4, Кормиловский), 143 (аул Кабул, ПАТП-2, Азовский), 154 (с. Черниговка).

На рубеже веков, во время войны мэра и губернатора, бОльшая часть пригорода планово ушла к «Облавтотрансу». Это было, наверное, логично – все ушедшие маршруты работали в режиме «экспресс», ходили за 30-40 км от Омска, городским транспортом их назвать было точно нельзя, хотя я лично часто пользовался автобусом 134/118, который вез меня от Главпочты до Кристалла с 1 остановкой.

А Омск тогда себе оставил маршруты, которые фактически были пригородно-городскими, т.е. которые одновременно участвовали и в городских, и в пригородных перевозках, поскольку останавливались на каждой или почти на каждой остановке в городе. Таковыми были маршруты в Ростовку, Морозовку, Ракитинку, Лузино, Новоомский, Магистральный, Гауф, Пушкино. Однако нехватка подвижного состава вынудила мэрию принять кардинальные и непопулярные меры – для затыкания дыр в городе было решено пожертвовать пригородом. Из всего пригорода у мэрии формально остаются только автобусы 19 и 36.

Началось все в сентябре 2013 года, когда внезапно были «сброшены» 136 и 138 маршруты в Богословку и Ростовку. На данном направлении давно и успешно ходили маршрутки, поэтому город не особо заморачивался. Для жителей, конечно, это был шок, поскольку многие с удовольствием использовали проездные билеты и доплачивали только за несколько пригородных километров, а тут их вдруг вынудили платить полную стоимость, да и ехать непонятно на чем.

2 января оказались «убиты» маршруты в Лузино, Новоомский, Дружино. Из-за праздников, понятно, возникла неразбериха, оперативно заменить автобусы оказалось нечем. Пассажиры были очень недовольны, выручали маршрутки. Ну, а с 1 февраля уйдут последние из могикан: 115, 124, 163 и 199. Пассажирам Ракитинки и остальным предложат коммерческих перевозчиков, которые, уверен, с удовольствием довезут людей в город. Проездной, естественно, там действовать не будет, льготы, вполне возможно, останутся. Пассажиры будут опять клясть мэрию на чем свет стоит.

Пригородом, однако, дело не ограничилось, и еще раньше мэрия начала «сбрасывать» убыточные городские маршруты. 25-й, 4-й, 9-й маршруты уже обслуживаются частниками на автобусах малой и ниже среднего вместимости. Что будет дальше? А дальше так и будет продолжаться исчезновение подвижного состава муниципальных парков, а их место будут с удовольствием занимать коммерсанты. Выиграет ли от этого пассажир? Не знаю. Однако напомню, что Виктор Назаров дал полгода мэрии на наведение порядка с маршрутами и налогами в этой сфере. Если результата не будет, то не будет субсидий, а проезд взлетит до 20 руб. и выше, что еще больше ухудшит ситуацию в этой сфере. Цугцванг.

Игорь Федоров