Директор городского музея «Искусство Омска» Лариса Тимкова на днях вернулась со стажировки для руководителей музейных учреждений из Парижа. БК55 показались любопытными ее впечатления от поездки. ­Особенно в преддверии новогодних каникул.


Можно иронизировать по поводу несоизмеримых масштабов наших музеев, но, когда речь идет о произведениях изобразительного искусства, перед шедеврами все равны. 


В европейском художественном пространстве Омск хорошо известен наличием в коллекции музея Врубеля работ Василия Кандинского, Алексея Явленского и других.
Но специалистов, изучающих современные художественные процессы, интересует и малоизвестная для них творческая ситуация в нашем регионе. Уполномоченный по международным отношениям Центра Помпиду Александр Кольо, узнав, что я представляю один из музеев местной культуры Сибири, попросил визитную карточку и предложил работать через социальные сети. Я связываю это с интересом к неизвестному для европейцев современному сибирскому искусству. 


Во Франции создан Национальный фонд современного искусства, который специализируется на комплектовании изоискусства, объекта, дизайна, фотографии, видеоискусства.
Фонд формирует 22 региональные коллекции современного искусства. Пока просто собирают для того, чтобы не утратить лучшие произведения ­современных авторов и чтобы художники имели финансовую поддержку государства. Мне это напомнило принципы формирования музея «Искусство Омска», правда, муниципального масштаба. Но идеи схожи. И еще во Франции нет частных музеев и коллекций, открытых для публики. Все музеи под патронажем госу­дарства.

 


Французские музейные специалисты считают, что посещение выставки современного искусства не требует специальной подготовки: приходи и смотри. А к Лувру надо готовиться, изучать историю искусств. Видимо, поэтому традиции семейных посещений так важны для парижан. У нас считается наоборот: классическое искусство понятно всем – изучать нужно непонятные современные объекты и инсталляции. Самый посещаемый парижский музей – Лувр, который принимает 10 миллионов человек в год. Его зрители – в основном туристы. Эта цифра в 5 раз превышает население Парижа. Приятно было видеть семейные посещения нескольких поколений – бабушки, родители, дети-внуки.


Расхожее мнение: Лувр – музей одной картины.
Отчасти оно справедливо, ведь большинство туристов идет в сокровищницу ради того, чтобы увидеть «Мону Лизу» Лео­нардо да Винчи. Зал, где она находится, всегда полон. Любопытно, что парижские карманники предпочитают промышлять именно там. Конъюнк­турой культурного рынка они хорошо владеют. А вот зал с работами Рембрандта, напротив, совершенно свободен. Так что поклонники этого мастера могут насладиться его работами без помех. 


Лувр – огромный музейный город, за один день не обойдешь.
Но если обойдешь, к концу дня останешься без сил. Поэтому так много лежащих-отдыхающих посетителей на банкетках и диванах. И никто из музейных служб им не мешает, относятся с уважением и пониманием – это для них работает музей. 
 

Лариса Тимкова в музее «Гэтэ Лирик»


Мы жили в гостинице «Лотрек Опера», в бывшем доме Тулуз-Лотрека.
Это в шаговой доступности от «Гранд Опера», бульвара Капуцинок и даже вокзала-музея Орсе.


Я не знаю, случайно ли, но это обстоятельство спровоцировало нас быть последовательными и посетить «Мулен Руж» в попытке окунуться в эпоху знаменитого художника и его героинь.
Современное гламурное представление не совсем оправдало наши надежды, но, находясь в зале, заполненном туристами, говорящими на разных языках, мы лишний раз убедились, что значит раскрученный бренд.


Власти Парижа не спорят по поводу колеса обозрения в центре города.
Его устанавливают накануне Рождества. А потом демонтируют.


Государственной политикой Франции определяется тенденция передачи всех лучших зданий под растущие музейные коллекции.
Об этом говорилось на встрече с господином Жеромом Нетром, советником президента Союза национальных музеев (RMN). Мне показалось важной заботой государства о своем будущем бесплатное посещение музеев детьми и молодежью до 26 лет. Тем более что для молодежной ауди­тории постоянно совершенствуются экспозиции или создаются новые музеи – технические, естественно-науч­ные, мультимедийные.


Нам показали одно из таких зданий, где ранее располагался театр, которое используется по функциям типа нашего Дворца культуры.
Его интерьеры не перестра­ивают под нужды. В отреставрированные залы просто вносят «икеевскую» мебель и пользуются. Это место, куда люди приходят общаться, проводить свободное время. Там расположен мультимедийный музей «Гэтэ Лирик».


Рациональный человек увидит в Париже много недостатков, связанных с повседневной жизнью мегаполиса.
Но Париж не для рациональных людей. Это город для людей, мыслящих образами, чувствующих, замеча­ющих детали, город полутонов, особой элегантности. В последний день перед отъез­дом, прощаясь с Парижем, мы сели на террасе ресторана выпить шампанского. Молодой чернокожий парень-официант принес нам сырную доску черного цвета, на которой, как на палитре, цветными пятнами были разложены зеленые листья салата и рукколы, нарезанные куски желтого сыра. Открывая бутылку шампанского, с небрежной элегантностью вынул пробку, придерживая ее полой рубахи. Таким Париж остался в памяти – не только городом шедевров, но и городом элегантным и естественным. Городом, с которым невозможно проститься навсегда.


Записал Василий Романов