Шанс на раскрытие убийства Ивана Климова появится, если этого потребует от властей гражданское общество, которого у нас пока нет.

Группу «Народный сход за Ивана Климова» подвели под закрытие, на мой взгляд, провокаторы, которые кем-то были в нее внедрены. Не сомневаюсь, что подавляющее большинство людей, состоявших в ней, искренне переживают гибель их друга, приятеля, талантливого боксера. Но самыми активными были в ней, как я заметил, любители свастики, которые призывали к погромам и беспорядкам. Чего добивались они, непонятно: то ли хотели скомпрометировать эту группу, отпугнуть от нее нормальных людей и тем самым уменьшить численность схода, или дать повод правоохранителям для ее закрытия. Может быть, мониторили настроения пользователей – сколько из них поведется на такие призывы. Может, и в самом деле хотели организовать омское Бирюлево, которое бы имело уже политические последствия.

Из всех версий убийства, проверяемых следствием, на мой взгляд, основания на данный момент имеет только одна. За ней, по крайней мере, видна логическая последовательность событий. Они всем известны: Бирюлево, заявление Путина о том, что губернаторы несут ответственность за межнациональную рознь, непонятный, затихший после убийства конфликт на рынке местных предпринимателей с гастарбайтерами, странные заявления бывшего губернатора и руководителя его аппарата, похожие на намеренный разогрев этой темы (конфликт на рынке не давал повода, на мой взгляд, для глобальных выводов – о том, что в области назревает «вражда племен»), после чего через день или два вдруг убивают Ивана Климова, и на разных сайтах и в соцсетях действительно начинается нацистская истерия. На сайте «Омск-право» сообщалось, что убийству предшествовали массовые избиения цыган, в том числе детей и подростков, в течение длительного времени. И по исполнению убийство тоже смахивает на политическое: убивал профессионал с расчетом произвести на публику впечатление (как правило, при заказных убийствах лишней крови стараются избегать, а тут было демонстративное зверство).

Убийство, похоже, готовилось долго и тщательно. При этом незадолго до него, по данным следствия, Лебедов предлагал Климову откупные - 3 миллиона рублей. Если убийство Лебедовым было уже заказано, то зачем он предлагал ему сделку? В этой версии не видно мотива: ведь заказчик не дурак, понимал, что на Лебедова падут все подозрения. А стрельба у «Ангара» к тому времени стала многими забываться, и заказчик, просчитывавший все последствия, хотел напомнить о ней омичам. Вряд ли сам Лебедов располагал такими деньгами, вряд ли мог что-то предпринимать, не согласовывая с отцом, а отец вряд ли стал подставлять сына, и себя заодно. Это было не минутное ослепления, не порыв, а заказное, спланированное убийство. Слышал я от осведомленных людей и такую версию: наркобарон в какой-то момент перестал платить правоохранительным органам, и они решили повесить это дело на его сына и навлечь народный гнев на цыган (в эту версию вписываются и их массовые избиения). Не исключено, наверное, и такое. К сожалению, правоохранителям доверия нет, и ожидать от них мы можем чего угодно.

Я, конечно, могу ошибаться, но если одна из этих версий верна, то убийство Ивана Климова никогда не будет раскрыто. В этом деле добиться правды может только гражданское общество, но у нас его нет, и «Народный сход» пока им не стал. Если все-таки он состоится (запретить его не вправе никто), на нем соберется много людей и они потребуют от власти отчета о ходе раскрытия и обоснований их версий, то тогда, возможно, появится шанс, потому что народ, состоящий из граждан, обвести вокруг пальца не так-то легко.

Георгий Бородянский, собственный корреспондент «Новой газеты» в Омске