В ходе проверки, которую транспортная прокуратура проводила по факту крушения «Полесья-8», выяснилось, что в речпорту и контролирующих органах царил полный беспорядок. Сотрудники подделывали документы, игнорировали медосмотры и осмотры судов, а «Полесье-8» было выпущено в плавание, будучи негодным для эксплуатации.

Западно-Сибирская транспортная прокуратура завершила проверку по факту крушения пассажирского теплохода «Полесье-8». Напомним, 17 августа теплоход с пассажирами на борту столкнулся на Иртыше с баржей и ушел под воду. В результате катастрофы погибли 6 человек, 43 пострадали, в том числе 8 детей.

Прокуратура обнаружила, что судовладелец «Полесья-8» ОАО «Омский речной порт» и контролирующие органы неоднократно допускали нарушения законодательства РФ, которые в совокупности и привели к трагическому событию 17 августа.

Так, например, медосмотры судоводителей, обязательные до и после рейсов, носили в речпорту формальный характер, в журнал иногда вносились ложные сведения. По этой причине капитан «Полесья» Юрий Ратько был допущен к управлению теплоходом, хотя позже в его крови обнаружили алкоголь.

Сам теплоход и вовсе проработал два дня без лицензии (13 и 14 июля), а разрешение на перевозку пассажиров получил только 15 июля. Чтобы получить эту лицензию, Омский речпорт подал в Обь-Иртышское управление государственного речного надзора поддельный документ. В нем говорилось, что на предприятии работает лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов. В действительности такого сотрудника не было. Позже лицензия на перевозку пассажиров была аннулирована по решению суда.

Прокуратура также требует запретить Омскому речпорту эксплуатировать 12 понтонов для посадки и высадки пассажиров, так как документы, подтверждающие годность понтонов к использованию, так и не были обнаружены. После проверки прокуратуры руководству речпорта придется регулярно контролировать состояние причального сооружения.

В результате ОАО «Омский речной порт» оштрафовали на 100 тысяч рублей, а его руководителя - на 20 тысяч рублей по по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией).

Среди других обстоятельств, приведших к крушению «Полесья-8», прокуратура называет отсутствие технологической связи на том участке реки, где произошла катастрофа. За диспетчерское регулирование движения судов на водных путях Омской области отвечает ФБУ «Обь-Иртышводпуть» - учреждение также будет привлечено к ответственности.

Провинился и Обь-Иртышский филиал ФАУ «Российский Речной Регистр». Как выяснила прокуратура, сотрудники составляли акты освидетельствования судов, хотя на самом деле осмотр не проводили.

«Так, в июле 2013 г. одним из экспертов филиала был составлен поддельный акт, фиксировавший неисправность главного двигателя теплохода «Полесье-8», который еще в мае-июне был заменен на новый. Кроме того, установлены случаи допуска к эксплуатации судов, неукомплектованных в соответствии с требованиями закона средствами радиосвязи, пожарным снабжением», - отметили в транспортной прокуратуре.

Таким образом, «Полесье-8» было негодным к плаванию, однако в заключении эксперта Обь-Иртышского филиала утверждалось обратное.

Всем учреждениям, где были выявлены нарушения законодательства РФ о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте, прокуратура внесла представления об их устранении. Кроме того, подготовлен проект представления об устранении нарушений действующего законодательства министру транспорта Российской Федерации.

Анна Давыдова