В начале ноября внезапно руководство Омской области, которая является заказчиком строящегося метрополитена, вдруг «прозрело». Оказывается, вроде как что-то не то там под землей происходит. Денег много уходит, а результата как не было, так и нет. Да и если будет, мол, что мы получим? Пять станций, которые никого никуда, по сути, не привезут. А за этими пятью станциями полная неизвестность. Мол, гораздо лучше сразу построить интегрированную систему - на современном трамвае - которая объединит и метро, и трамвай в одном.
Парадокс ситуации оказался в том, что начавшая критиковать генподрядчика Омская область есть заказчик метро. Это она сама выбрала и утвердила именно такой вариант метрополитена изначально. А потом она же, область, подтвердила, что ей нужно инновационное метро, объявив конкурс на корректировку проекта.
НПО «Мостовик» в этой истории крайнее. Да, вполне возможно, это оно продавило инновационный проект. Однако механизм принятия таких ответственных решений известен. Собирается научно-технический совет, выносятся варианты, обсуждаются «за» и «против», после чего коллегиально принимается окончательное решение. Не «Мостовик» его принимал, а правительство и губернатор Омской области.
Понятно, что все это принималось при прошлом руководстве области, которому метро нужно было потому, что кое-кто хотел войти в историю. При том руководстве никакого подземного трамвая быть не могло, хотя НПО «Мостовик», по сути, предложило близкий вариант, поняв, что ни пассажиров, ни денег на обычное метро не набирается. И вот сегодня, вместо того чтобы заказчику и подрядчику тихо-мирно сесть за стол переговоров, порешать что-то там кулуарно, и только в случае недостижения согласия начать «войнушку», нам предлагают наблюдать заочный такой спор-диалог между первым вице-губернатором и министром с одной стороны, и главой НПО «Мостовик» - с другой.
Время для этой войны действительно выбрано очень неудачное. Дело в том, подрядчик доработал корректировку проекта метро стоимостью 556 млн. рублей и собирается повторно сдавать ее на госэкспертизу. Этот проект инновационного метро, как ни парадоксально, гораздо сильнее приближает нас к вожделенному подземному трамваю в тоннелях, чем изначальный проект классического метро. В первую очередь это должен понимать заказчик, которому, в общем-то, гораздо проще будет корректировать под трамвай прошедшее экспертизу инновационное метро, по сравнению с классическим. Более того, эта атака на «Мостовик» дает последнему козырь, чтобы в случае неудачи госэкспертзы обвинить заказчика в поднятой шумихе.
Однако на деле у нас тут намечается небольшая мини-война. Единственно логичным выглядит предположение, что область попросту не хочет оплачивать эту корректировку проекта и действительно хочет помешать экспертизе. Но тогда это означает, что, увы, мы увидим свет в конце нашего метротрамтоннеля еще очень и очень нескоро!
Игорь Федоров