Как сообщает «Коммерсант», Счетная палата РФ (СП) накануне опубликовала «Анализ возможности использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ) в качестве источника финансирования дефицита федерального бюджета как альтернативного механизма замещения долговых обязательств». Отчет готовился предыдущим аудиторским составом и предлагал неожиданные вещи, например, формировать Резервный фонд за счет профицита бюджета, а нефтегазовые доходы, которыми он пополняется сейчас, тратить на покрытие дефицита бюджета и выплату госдолга.
Действующий механизм неэффективен, утверждалось в отчете. Занижение цены на нефть, заложенной в бюджет, приводит к неточному прогнозу доходов. Получаемый в результате «бумажный» дефицит федерального бюджета финансируется за счет заемных средств, что ведет к росту госдолга и расходов на его обслуживание. При этом текущие нефтегазовые доходы, которые образуются в ходе исполнения бюджета, не расходуются в текущем финансовом году, а направляются в Резервный фонд после его завершения.
По данным СП, которые приводит «Коммерсант», по закону о федеральном бюджете на 2010 год его доходы должны были составить 6,95 трлн. руб. исходя из цены на нефть марки Urals $58, а в реальности достигли 8,305 трлн. руб. при цене на нефть $78. Ошибка в прогнозе доходов составила 19,5%. В 2011 году доходы бюджета превысили запланированные на 28,5%, ошибка по нефтегазовым доходам составила 37,9%. Средняя цена на нефть в 2011 году составила $109 за баррель при плане $75. В результате по факту дефицит бюджета оказывался небольшим или сменялся профицитом, но госдолг продолжал расти, констатируют авторы отчета. За 2009-2012 годы он увеличился в 2,4 раза, до 6,519 трлн. руб.
Одновременно средства Резервного фонда и ФНБ размещались в активы, номинированные в обесценивающихся валютах: долларах США, евро, фунтах стерлингов, – говорилось в отчете. Доходность от размещения была в 3-7,5 раза ниже стоимости привлеченных средств для финансирования дефицита бюджета, отмечают в СП. Использование же средств Резервного фонда для финансирования дефицита бюджета позволит сократить как рост госдолга, так и расходы по его обслуживанию, – сделали вывод аудиторы.
Однако эти рекомендации шли вразрез с бюджетной политикой, проводимой в России в последние 13 лет со времен Кудрина. Видимо, по этой причине документ в изначальной редакции был доступен всего полтора часа. Отчет сняли с формулировкой «техническая ошибка». После правки от почти 200 страниц отчета осталось всего четыре. Главная рекомендация – поправить Бюджетный кодекс, чтобы формирование Резервного фонда шло за счет профицита бюджета, – была официально опровергнута палатой.
Игорь Федоров