Предварительные переговоры уже прошли.
В ходе прошедшего в Омске форума Шанхайской организации сотрудничества губернатор Виталий Хоценко заявил: «Мы считаем, что сегодня было бы целесообразно создать мультимодальный транзитный коридор «Россия — Казахстан — Китай».
Стали известны и подробности трехстороннего плана. Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Андрей Тарасенко на панельной сессии рассказал, что между РФ, Республикой Казахстан и Китайской народной республикой прошли предварительные переговоры, которые должны привести к заключению трехстороннего соглашения об использовании реки Иртыш, сообщили СМИ.
«Общий размер грузоперевозок по Обь-Иртышскому бассейну составляет 12 млн тонн. Протяженность Иртыша составляет 4 тыс. км, из них 2 тыс. км приходятся на территорию России. Проходной путь (Минимальная глубина судового хода. — Прим. ред.) на водных путях от границы Республики Казахстан до Омска 150 см, от Омска до реки Обь 220 см, по Северному морскому пути 300 см. Действуют порядка 370 единиц флота. Развита портовая инфраструктура. Есть нужда по доставке в Китай минеральных удобрений, зерна. Обратно из Китая также есть потребность загрузки судов», — рассказал Тарасенко (цитата по РБК).
Он выразил мнение, что между Россией, Казахстаном и КНР есть необходимость заключения трехстороннего соглашения. Такой документ даст старт работе. Предварительные переговоры с Китаем прошли, где выяснилось, что такое желание у Поднебесной есть. С Казахстаном тоже прошли переговоры.
«Будем встраивать логистику. Это сотрудничество позволит на полную мощность использовать реку и развивать флот» — уверен Тарасенко.
Экономическая выгода состоит в том, что перевозить грузы на судах примерно в пять раз дешевле, чем по дорогам.
По данным гендиректора «Қазақстан су жолдары», подведомственного предприятия Министерства транспорта Казахстана, Берика Уандыкова, ранее по Иртышу перевозили 11,7 млн тонн грузов, а в наше время показатель в некоторые периоды снижается до 200 тыс. тонн. Он сказал, что проблемой являются узкие проходы на некоторых участках реки.
«Сейчас в Казахстанском секторе объем перевозок составляет 1,5 млн тонн. В Россию возят сыпучие материалы, инертные, строительные. В обратном направлении лес, который в Казахстане востребован, — сказал Уандыков. — Самое узкое место — город Семей. В городской черте там гранитные скалы. Ширина проходного пути всего 1,05 м. Если мы решим проблему узкого места, то проблем не будет».
Перспективный маршрут по планам пролегает по Иртышу до логистического центра в Казахстане, а далее по железной дороге в Китай, цитирует издание министра экономики Омской области Анна Негодуйко. По ее словам, оценочная пропускная способность такого маршрута — 15 млн тонн грузов в год.