- Константин Георгиевич, на днях убили судью Верховного суда Дагестана Мухтара Шапиева. Стоит ли считать спокойной ситуацию на Северном Кавказе, как ее пытаются отобразить федеральные СМИ?

- Подлинная реальность, конечно, далека от того, что отображается в СМИ. Об этом можно судить даже по разрозненным сведениям: то убили сотрудников полиции, то подорвался смертник... В апреле 2009 года власти отменили режим контртеррористической операции. Сразу последовала серия терактов - погибло множество людей. Дмитрий Медведев, бывший президент, правильно подвел итоги: главный фактор нестабильности - условия жизни людей, проблемы с работой, низкий уровень жизни.

- Cепаратисты угрожают терактами в олимпийском Сочи. Насколько вероятны теракты, аналогичные событиям в Беслане и на Дубровке?

- Операции такого масштаба маловероятны. В 90-х - начале нулевых было безвластие. Однако нагадить могут. Олимпиада предполагает благоприятную почву для терактов. Например, на Мюнхенской Олимпиаде палестинцы расстреляли израильских спортсменов. Этого никто не ожидал. С другой стороны, сегодня есть отряд «Альфа», международные антитеррористические подразделения, во времена мюнхенского теракта подобных структур не было.  

- Кто обеспечивает финансирование сепаратистов?

- Главные источники - зарубежные исламисты, все, кто продолжает испытывать интерес к Каспийским нефтяным месторождениям. Деньги перечисляются на счета физических лиц, всевозможных благотворительных фондов. Затем средства идут террористам. 

- Ислам на Северном Кавказе, в Сирии - одна из главных причин терроризма?

- Я бы не стал преувеличивать роль ислама. Любую проблему можно решать с помощью террора. Дело в способе. Важен психологический фактор - в большинстве стран важную роль играют гуманистические ценности. Захватить заложников в тоталитарном государстве - абсурд. Возьмем режимы Сталина, Пол Пота, нацистов. Был ли смысл захватывать заложников? Когда человеческая жизнь в цене, значение терактов резко возрастает.

- Однако в Сирии число приверженцев ислама составляет около 40 тысяч человек из сотни тысяч повстанцев.

- При наличии силы они бы уже захватили власть, не нужно было бы химических ударов. Терроризм - проявление слабости. Здесь главное - публичность акций и устрашение. Первые террористы были на территории древней Палестины, подмандатной Риму. Они выбирали жертву из числа знати. В базарный день на площади человек доставал кинжал, перерезал горло заранее выбранной жертве, скрывался в толпе. Сейчас не нужен базар: функцию публичности и устрашения выполняют СМИ. Людей, отравленных зарином в Сирии, видели миллионы. Что может воздействовать сильнее?

- В США по-прежнему не исключают вторжение в Сирию. Чем выгодна эта война?

- Приведу аналогию - Афганистан. Пока американцы искали Усаму бен Ладена, с талибами воевали, были созданы 18 военных баз, чтобы контролировать нефть, обеспечивать экономические и политические интересы США. Чем больше нестабильности в мире, тем больше выгоды американскому капиталу.

- В СМИ появились сведения о том, что сирийские власти отправили сотни диверсантов для уничтожения американской инфраструктуры в случае начала вторжения США. Были похожие операции в мировой истории?

- Достаточно сомнительная информация. Прямых аналогий не приведу, однако напомню исторический факт. В течение 50 лет во время холодной войны разведслужбы США и стран НАТО использовали стратегию дестабилизации и операции ложного терроризма. Суть данной стратегии состояла в создании по всей Западной Европе тайных структур НАТО, известных под названием Stay behind (оставаться в тылу противника). Вначале они задумывались как партизанское движение на случай оккупации Западной Европы Советским Союзом. Эти структуры снаряжались, финансировались и обучались Центральным разведывательным управлением совместно с МИ-6, британской разведывательной службой для борьбы с вооруженными силами Советского Союза в случае войны, а также для того, чтобы совершать террористические акты в различных странах. Stay behind вербовали шпионов в среде неонацистских группировок, организовывали террористические акты, которые приписывались левым и крайне левым партиям, чтобы дискредитировать их в глазах избирателей. Именно так спецслужбы Италии с 1970-х годов использовали секретную армию под кодовым названием «Гладио» для совершения террористических актов с целью посеять ужас среди населения перед коммунистической угрозой. В тот период коммунистическая партия имела значительную законодательную власть в парламенте страны. Стратегия дестабилизации должна была ее дискредитировать и помешать получить доступ к исполнительной власти.

- Отношения в международном сообществе могут обостриться из-за противоречий вокруг Сирии?

- Нельзя сказать, что обстановка разрядилась. Как долго будет это продолжаться - покажет время. Ставить под сомнение позицию США участникам ООН пока непросто.

БЕСЕДОВАЛ ВИТАЛИЙ ГАННАЩУК

Досье

ГОРБУНОВ Константин Георгиевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии ОмГУ. В 1975 году окончил Омский государственный педагогический институт по специальности «история и обществоведение». Служил в ФСБ в отделе по защите конституционного строя. В 1995 году трудился в адъюнктуре Академии ФСБ России, защитил диссертацию по теме «Социально-психологические особенности терроризма и их учет в деятельности органов безопасности».