Об инициативе депутатов Городского совета, предложивших монополизировать для муниципалитета рынок наружной рекламы в Омске, БК55 беседует с одним из крупнейших игроков этой сферы, гендиректором рекламного агентства «СТА» Дмитрием Есипенко.

 

- Ваше отношение к инициативе депутатов монополизировать рынок рекламы для муниципалитета?

- Прежде всего я хотел бы «поблагодарить» депутатов от себя лично и от имени 70 сотрудников «СТА» за такую поддержку малого бизнеса в нашем городе. Скоро моим сотрудникам уже предстоит искать себе новую работу. Президент предлагает чиновникам избавляться от непрофильных активов, в частности МУПов, а наши депутаты, наоборот, пытаются устроить революцию на рынке наружной рекламы. Не понимаю, конечно, в этом депутатов и, если серьезно, отношусь к их инициативе негативно.

- Как вы считаете - почему идея забрать бизнес вообще возникла?

- Очевидно, депутаты хотят, чтобы город зарабатывал. Но, видимо, плохо представляют, как это делать в наружке. В докладе департамента имущественных отношений значится, что город получает от наружки в год 36 млн. рублей и якобы мог бы получать 150 млн., то есть в 4 раза больше. Следуя такой логике, депутаты могли бы монополизировать для города магазины или офисные центры и сдавать их в аренду. А что, это принесет куда больше денег в бюджет, чем с рекламного рынка. Да и цифра 35 млн., на мой взгляд, слишком занижена - одна наша компания в год платит департаменту имущественных отношений 8,5 млн. рублей и 17 млн. налогов в бюджет города. По моему оценочному суждению, сумма платежей в муниципалитет должна составлять порядка 60 млн. рублей в год от аренды рекламных конструкций. Предлагаю на рабочей группе повнимательней посмотреть поступления от всех собственников конструкций в Омске, соотнеся с количеством их конструкций. Предполагаю, что найдется масса неучтенных конструкций, особенно на окраинах, на въездах в город.

- В каких мегаполисах уже есть подобный опыт?

- Ни в одном городе-миллионнике такого нет!
- У муниципалитета уже есть предприятие, выступающее в качестве игрока рекламного рынка, - МУП «Центр дизайна и рекламы». Если МУП будет монополистом на рынке, какова будет его эффективность?

- В открытых источниках нет данных по МУПу, я лично могу сослаться на статью в газете «Коммерсантъ», там говорится, что прибыль предприятия за 2010 год менее 4 млн. рублей. Сомневаюсь, что оно стало более эффективно работать, и, зная рынок, я уверенно предположу, что эта сумма осталась на том же уровне. Всего у «Центра» 98 рекламных конструкций. Теперь, если МУП получит в 10 раз больше рекламных конструкций, то есть 980 штук, то доход его возрастет до 40 млн. рублей. Понимаете, сейчас 35 млн., а будет 40. Для этого муниципалитету необходимо вложить порядка 150 млн. рублей только в сами конструкции. Кроме того, в тяжелые кризисные годы все рекламные конструкции МУПа были переданы без конкурса в управление иногородней компании. И мне очень бы не хотелось, чтобы сейчас зарезали курицу, которая несет золотые яйца, создали монстра, а потом он был приватизирован, так как является малорентабельным.

- А как при этом изменится рынок?

- Уверен, что упадет спрос. Во-первых, закономерно отсутствие конкуренции приведет к тому, что цены на рекламу будут расти. Во-вторых, при монополии упадет качество рекламы и содержания конструкций. Именно конкуренция заставляет бизнесменов тщательно следить за состоянием конструкций и прилегающей территорией. Вы видели щиты МУПа? Я не припомню, чтобы они были надлежащими и вокруг них было убрано. Еще пример приведу: щиты предпринимателей освещены - обратите внимание, они освещают половину города. У МУПа же вообще не замечал освещения. Еще социальный вопрос, без работы могут остаться не только предприниматели, но и работники. В индустрии порядка 400 человек.

- Один из аргументов депутатов - криминализация рынка наружной рекламы, в пример приводят скандал с «Арт-Мастером», где учредители «заказывают» друг друга. Вы согласны с аргументом?

- Так это же единичный случай. По одному скандалу нельзя судить о всей отрасли. В наружке конкурентов никто не бьет, места не захватывает и другого примера в России, кроме «Арт-Мастера», нет. Кстати, из публикаций в СМИ следует, что партнеры в этой компании не поделили совсем уж небольшие деньги, порядка 700 тысяч. Это не удивляет депутатов? В отрасли, в которой, по их словам, миллиарды, идут на преступление из-за 700 тысяч. В ЖКХ, например, в разы больше случаев нарушения закона, криминальных скандалов. Но эту сферу никто не планирует монополизировать.
- Как Вы оцениваете предложение депутата Федотова увеличить площадь арендуемой под рекламной конструкцией земли до 100-200 кв. м?

- Данное предложение уже однажды реализовал Городской совет в 2007 году своим решением за №46. Размер арендной платы, утвержденный этим решением, за квадратный метр под одним щитом был в 200 раз больше, чем за «квадрат» под строительной площадкой (коэффициент №1 = 60 и 0,3 соответственно). А если взять К3 = 0,25, учитывающий, что земельный участок выделен под строительство коммерческого объекта, то получается, что платеж за один щит, занимающий 5 кв. м, равен платежу за 4000 квадратных метров стройплощадки.

- Какова вероятность того, что депутаты примут решение о монополизации рынка?

- Я думаю, все закончится тем, что нам просто подымут аренду. Весь вопрос - на какую сумму. Дело в том что плата за стандартный щит в нашем городе не ниже, чем в Новосибирске, Красноярске, Екатеринбурге или Челябинске, а ее резкое увеличение приведет к такому же резкому увеличению цены для клиентов и оттоку рекламных бюджетов у федералов и сокращению числа рекламных конструкций у местных клиентов. Мы увидим 2008 год – город в белых прямоугольниках.
Владимир Червонящий