Спектаклем «Три сестры» МДТ-Театра Европы из Санкт-Петербурга завершился третий Международный фестиваль «Академия». Создатель постановки и худрук коллектива, всемирно известный режиссер Лев Додин рассказал БК55 о постановке и своем театре.


- Лев Абрамович, спектакль относительно свежий, поставлен в 2009-м, но у него уже большая гастрольная жизнь...
- Да, спектакль побывал уже во многих странах, но в Омске после Санкт-Петербурга состоится российская премьера. В Омске я не был тридцать лет. Приезжал сюда со спектаклем Олега Борисова в свое время. Впечатления от города ностальгические. Фестиваль «Академия» большой и очень важный.
- Почему «Три сестры»?
- Просто по наитию решили, что именно этот спектакль нужен сейчас театру. Чехов вообще болезненно актуальный автор.
- Как сложно репетировались «Три сестры»?
- Мы всегда много разговаривали с артистами. В данном случае я не могу сказать, что мы делали это больше, чем обычно. Это одна из сложнейших, на мой взгляд, пьес Чехова. Тут важно организовать некую сталкерскую зону познания, куда интересно отправляться на каждом спектакле, обнаруживая что-то новое.
- Вы не только главный режиссер, но еще и еще генеральный директор вашего театра. Это сложно?
- Невозможно сложно. Скорее я такое заглавие, чтобы был некий намек на единовластие в театре. Но, конечно, один бы я ничего не сделал. У нас есть исполнительный директор, который берет на себя всю административно-финансовую деятельность. Иначе все успеть невозможно. Да и во всем разобраться тоже нельзя. Но нам показалось, что объединить под одним именем два театра - это хорошая идея. Она уводит от возможных разногласий. Предупреждает некую борьбу амбиций, которая так распространена в театре. Театр предполагает все-таки художественного руководителя, намекая на некую художественность учреждения. Некое художественное предприятие, я бы так сказал. Все главное, все художественное. Но в театре экономическая составляющая должна не превалировать, а обслуживать вот эту самую художественность. Как бы иногда это абсолютно не противоречило целям экономическим. Менеджеры и продюсеры ничего не могут на сегодня диктовать искусству, кроме того, что в этом самом искусстве уже было. Никогда не могут предсказать, будет это смотреться, не будет это смотреться. Ни одному нашему спектаклю не предрекали, что его будут смотреть. 3 часа идут «Три сестры» или 6 часов «Братья и сестры» о колхозной жизни. Все должно быть подчинено единой составляющей художественной, которая не разгадана, пока не осуществлена.
- В одном из омских театров у нас как раз и случился конфликт из-за того, что всю полноту власти у себя сосредоточил худрук?
- Вы знаете, ваш театр не единственный, у кого есть конфликты. Но тут все очень индивидуально. Надо смотреть частности, внутренние причины.

Беседовал Василий Романов