В городе началась МММ-эпидемия. Декабрьский запрет УФАС на рекламу проекта Сергея Мавроди не помог: офисы «МММ-2011» появляются как грибы после дождя. Общество разделилось на сторонников и противников «МММ». БК55 побеседовал с одним из последовательных противников – руководителем компании «Дмитрий ШЕЙКО и коллеги» юристом Дмитрием Шейко.


– Дмитрий Анатольевич, ваше отношение к «МММ» известно. Но формально-то всё легально...
– Действительно, у них нет ни юридического лица, ни чёткой структуры. На сайте Мавроди написано: «Осторожно! Это финансовая пирамида!» Вроде как предупредил. Хотя на самом деле это тоже пиар. А власти бездействуют – по принципу «близок локоток, а не укусишь». В принципе это очень похоже на систему мафии: босс никогда не скажет «убейте этого», он скажет «надо решить проблему», но всем-то понятно, что он имел в виду. Так и здесь. «МММ» – завуалированное сообщество, организованное по принципу сетевого маркетинга.


– Пирамиды случались и раньше, хрестоматийный пример – «тюльпановая лихорадка» в Голландии в 17 веке или недавняя «пирамида жилья» в США.
– Да, но там хоть что-то продавали. Здесь – вообще ничего нет. Никаких активов!


– В 1994-м продавали билеты с портретом Мавроди...
– И подписью. Он тогда говорил: «Я продаю свою подпись как произведение искусства». Сейчас и этого нет – только некие виртуальные единицы «мавро». То есть вообще экономической подоплёки – нет. Есть только «вера» участников. И по сути, это обман. А государство у нас ничего сделать не может: «А нет статьи!» На мой взгляд, нет воли! Аль Капоне посадили не за организацию мафиозной структуры, а за банальную неуплату налогов. Но ведь посадили.


– Что вы предлагаете?
– Агрессивная реклама «МММ» порождает у людей стадное чувство, психологию толпы. В этих условиях люди теряют способность рассуждать здраво. Поэтому задача государства – рубить систему на корню. «МММ» тоже можно поймать на налогах. Там деньги отдают «десятникам», те – «сотникам» и так далее. Документы они не выдают, стало быть, платят они налоги? Нет. Значит, надо бить по «десятникам». По крайней мере, это будет хоть какое-то ограничение – если бить по хвостам. А там – сколько верёвочке ни виться... На Нюрнбергском процессе подсудимые отвечали: «Я исполнял волю фюрера». А фюрер и не говорил, что надо убивать, жечь и гноить миллионы в концлагерях. Так что же, идейного вдохновителя судят или не судят? Судят!

Константин Вегенер