Соседи хотят активнее использовать реку для судоходства.
Соседнее государство хочет активнее использовать Иртыш для судоходства. Аким Павлодарской области Республики Казахстан Асаин Байханов предложил в ходе заседания комиссии по сотрудничеству между Советом Федерации РФ и Сенатом этой страны провести на Иртыше на территории Омской области дноуглубительные работы. Это позволит обеспечить прохождение в течение всего сезона судов грузоподъемностью до 2 тыс. тонн, которые сейчас ходят только в период половодья.
Пока суда грузоподъемностью до 2 тыс. тонн могут ходить по Иртышу только чуть больше месяца. Потом транспортировка происходит баржами грузоподъемностью 1 тыс. тонн, которые могут проходить даже при глубине 165 см. При этом перевозка грузов речным транспортом значительно дешевле, чем автомобильным или железнодорожным.
«С целью дальнейшего развития приграничного сотрудничества предлагаю проведение дноуглубительных работ на реке Иртыш на участке Урлютобе (граница) — Омск. Омская область является перспективным регионом по взаимным поставкам по реке. При проведении дноуглубления возможно увеличение грузоподъемности судов до 2 тыс. тонн. Это даст возможность кратно увеличить объемы речных перевозок», — сказал Байханов.
Власти Казахстана планируют возродить транспортировку грузов по Иртышу в Китай. Это значительно повысит востребованность водного пути между Омской и Павлодарской областями, сообщил ТАСС.
Губернатор Омской области Виталий Хоценко отметил, что региональные власти также работают над развитием единственного на Иртыше речного пункта пропуска в поселке Черлак.
«Это важнейшее направление, так как существует огромный потенциал увеличения товарооборота по Иртышу», — уточнил глава региона.
В советское время между Омской областью и южными регионами Казахстана грузооборот составлял около 9 млн тонн в год, в 2021 он составил около 250 тыс. тонн.