Поэтому я призываю ценителей исторических материалов, у кого есть ресурсы, принять участие в их спасении. Если кто-нибудь сочтёт возможным передать нам что-то для нужд реставрации, будем рады.
Иногда грустно становится от бессилия в сохранении омской истории. В очередной раз могу только написать реквием по очередной исчезающей исторической территории.
На сей раз о бывших «Интендантских складах» на проспекте Маркса, 37. Они появились ещё в 70-е годы 19 века на южной окраине Казачьего форштадта. В своё время именно склады определили направление бывшей улицы Артиллерийской (часть проспекта Маркса) на этом участке. В то время за складами город заканчивался. Сразу за ними стояла южная таможенная застава (Южные ворота). Сейчас делается проект её восстановления, чтобы зафиксировать историческую границу города.
На старых фото ворота запечатлены как раз на фоне складов.
В 19 веке склады были одним из крупнейших архитектурных ансамблей города. После ликвидации Омской крепости в 1864 году город не утратил своего военного значения. Просто перед военными встали другие задачи. Омск стал крупнейшей военной тыловой базой в Сибири и центром военного Сибирского округа. Да и крепость никуда не исчезла. Просто сняли караул и она стала военным городком. Военное строительство в Омске не только продолжилось, но и приобрело ещё больший масштаб.
Тогда и возникли «Интендантске склады».
Понятно, что военные склады не дворец. Хотя это добротный классицизм с выверенными пропорциями. Но убеждать в их архитектурных достоинствах сложно. Понимая это, мы не пытались объявить их памятником. Нам и на более значимых архитектурных и исторических объектах отказывали. Даже Летние палаты госпиталя, в которых достоверно жил и писал Достоевский, не признаны памятником. (Правда, совместно с Министерством культуры идёт процесс их сохранения).
Вообще существующий сейчас механизм выявления памятников не нацелен на их постановку на охрану и сохранение. С какими-либо историческими личностями или событиями мы связь этой территории тоже не установили. Хотя известно, что в годы ВОВ здесь были важные объекты и учреждения.
С одним из владельцев территории у нас были контакты. Но он покупал её за деньги и был заинтересован в инвестиционном проекте. Сейчас новый владелец не придумал ничего лучшего, чем всё снести. Причём его к этому якобы принуждает Городская администрация. Мол, здания опасны. Я посмотрел на склады, они построены на века.
Если их специально не сгноить и не завалить, с ними ничего не случится.
В градостроительстве есть такой приём — «память места». Это когда при строительстве на месте исторической застройки сохраняют хоть какой-то её фрагмент. Но у нас так не умеют, уничтожают всё бесследно.
Ещё несколько лет назад, когда склады только начали разбирать, журналисты смаковали, какие там есть замечательные гвОздики… Конечно, они есть, но мне это напомнило ситуацию, когда, склонясь над телом убитого, рассуждают, какая у него красивая пуговица на пиджаке.
Но, как бы ни было цинично, раз уж так случилось, то возникает мысль, чтобы хотя бы исторические материалы не пропали. Там отличный кирпич 19 века, пиломатериал, а точнее, колоды 19 века. Видно, что они из-под топора. Лес по сей день аж звенит. Как я понимаю, для новых хозяев земли эти постройки ничего не стОят. Для них это досадное обременение, от которого нужно скорее избавиться.
У общественников нет сил заниматься системной разборкой. Нужно много труда, механизмы, транспорт, места складирования…
Поэтому я призываю ценителей исторических материалов, у кого есть ресурсы, принять участие в их спасении.
Если кто-нибудь сочтёт возможным передать нам что-то для нужд реставрации, будем рады.