Начну издалека. Не от Адама, конечно, а от Солнца русской поэзии. Однажды, в начале 30-х годов, собрал Александр Сергеевич своих близких друзей в ресторане. Как бы сказали сейчас, «накрыл поляну» по какому-то торжественному случаю. С небольшим опозданием пришёл обер-прокурор Сената Василий Завадовский.

Увидев роскошный стол, граф едко пошутил о «туго набитом бумажнике» камер-юнкера Пушкина. Поэт в свою очередь не остался в долгу: «Да ведь я богаче вас. Вам приходится иной раз проживаться и ждать денег из деревень, а у меня доход постоянный – с тридцати шести букв русской азбуки». Воспоминание об этом эпизоде сохранил для потомков князь Александр Голицын-Прозоровский.

Поговорим, что ли, о золотом словарном запасе, о коррупционной политике государства и о том, как отдельные наши граждане дёшево «проживаются» на виду у всего честнóго народа?

Я тоже, как Пушкин, живу на доходы с алфавита, однако беднее, чем он. Просто в азбуке сейчас на три буквы меньше, к тому же «потомок негров безобразный» творил ещё и на французском. Шутка юмора! Не сравнивая далее себя с величайшим поэтом России, скажу, что сам очень люблю родной язык, который счастливым образом, словно в тигле, смешал и переплавил лексические сокровища всех времён и народов.

Есть у меня слова любимые и нелюбимые. Например, люблю с младых ногтей франкофонные «фильдеперс» и «крепдешин». Первое – fi l de Perse – персидская нить, а второе – crêpe de Chine – шёлк из Китая. Меня, как и дедушку Ленина, озлобляет слово «будировать». Во Франции «bouder» (будэ) – сердиться, дуться, а у нас – возбуждать, тормошить и т.д. Противно для уха звучит «амикошонство» (аmi cochon) – друг-свинья, фамильярный и бесцеремонный. На дух не принимаю словечко déviant – то есть отклоняющийся, в медицине есть термин от него – «девиантное поведение». Из русских слов – не удивляйтесь пожалуйста! – нравится известное бытовое ругательство «сволочь». Однако не многие знают, откуда именно оно пришло. Из практики народной. Волокли, бывало, пахари бороной всякий сор, бурьян, коренья с пашни на край поля и называли его поначалу «сволóчь». А ещё воровали что-нибудь, волоча, или с дамами сволочились, вступая в связь, или сволакивалось в одно место всякое людское отребье. Естественно, сразу выводят из себя произнесённые кем-либо «лóжить и звóнит». В числе любимых крылатых выражений – афоризм, не принадлежащий Владимиру Ульянову. Он никогда не говорил, что «любая кухарка может управлять государством». Чтобы убедиться в этом, достаточно всего лишь открыть и почитать его статью «Удержат ли большевики государственную власть?», опубликованную 14 октября 1917 года в журнале «Просвещение». Там как раз наоборот, «любой чернорабочий и любая кухарка НЕ способны сейчас же вступить в управление государством». Это Маяковский обещал научить работницу кухонной отрасли рулить страной.

Мне иногда хочется написать о происходящем в России и об отдельных политиках, кухарках от власти и олигархах в законе любимыми и даже нелюбимыми словами. Да что там – нецензурными, коих знаю, пожалуй, не меньше, чем составитель «Словаря русского мата» Алексей Плуцер-Сарно. Останавливают истинно пролетарское воспитание и забота о нравственности женской половины читателей, чьи «ушки в завиточках волоска» могут разалеться с полупохабщины. Надеюсь, мы с вами мыслим примерно одинаково, и вы понимаете, что я имею в виду.

Включаю иной раз телевизор и вижу, как какой-нибудь déviant-политик (бюрократ) своими фильдеперсовыми речами ласкает слух народных масс. Становится противно и от примелькавшейся уже крепдешиновой его рожи, и от его амикошонства, с которым набивается в друзья ко всем поголовно россиянам. Послушайте через СМИ, каким языком разговаривают с вами государственные чиновники, муниципальные служащие и «нардепы» разных уровней. Вдумайтесь в то, о чём именно они иной раз вещают – обомлеете! Нам говорят не о том, что мы хотим слышать, а о том, что они считают нужным. Сколько их, придающих значение себе, своим словам? Легион! Поневоле вспомнишь пророка Исайю, сказавшего «горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!»

Самая горячая тема для широкого обсуждения в обществе – коррупция. Две трети россиян, по соцопросам, считают, что степень коррумпированности остаётся крайне высокой. Наверное потому каждый день показывают сюжеты про то, что «кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет». То бишь про мздоимцев. Всякую сволочь берут с поличным, «лóжат» её рылом в стол, «будируют» криминальной хроникой общественное сознание. До бесконечности, до оскомины. Это стало привычно, как острые респираторные заболевания весной и осенью. Все поголовно болеют, но никого это не удивляет. Сезон!

Я посмотрел статистику. Самые коррумпированные сферы относятся к ведению Государства и его бюрократического аппарата. Речь о государственном распределении средств и государственных закупках. По мнению экспертов, в государственный бюджет России на стадии формирования закладываются финансовые схемы, тонко рассчитанные коррумпированной бюрократией. И ведь не скажешь, что этих ушлых ребят Некто специально большой бороной сволок с плодородной страны в государевы министерства и ведомства, в администрации краёв, областей и в департаменты. Нет, что вы! Они сами, самостоятельно попали в Систему через естественный отбор. Лучшие из лучших, с хромосомным набором качеств и признаков, необходимых для выживания в дебрях дикого капитализма, передаваемых по наследству своему родному помёту.

Коррупция – самый прибыльный бизнес в России. Годовой оборот превышает 300 миллиардов долларов! В системе госзакупок ежегодно «исчезает» один триллион рублей. В прошлом году 35 миллиардов «баксов» улетучились после сомнительных финансовых операций. Не я придумал цифры. Они официальные, из материалов Национального антикоррупционного комитета, Счётной палаты РФ и Банка России. Ещё недавно, в советское время, представить что-то подобное было невозможно! Ни ума, ни фантазии бы не хватило. Полагаю, что вы сами, на основе собственных наблюдений способны сделать выводы о том, кто виноват в происходящем. И нужные слова сами подберёте для лексической окраски.

Хотел лишь обратить внимание на маленький эпизод. Недавно состоялся очередной съезд правящей «Единой России», члены которой занимают в стране все господствующие высоты и кресла. Без них в России комар не чихнёт и божья коровка не отелится. Символично вот что. Они внесли изменения и дополнения в устав, чтобы очищать свою партию от сволочных господ, «запятнавших свою репутацию». Похвально! А верится с трудом. Знаете почему? Надысь Андрей Исаев, председатель Комитета по труду и социальной политике Госдумы РФ, первый замсекретаря президиума генсовета партии «Единая Россия», девиантно вёл себя в самолёте, так дёшево прожил свой авторитет и политический капитал, что начинаешь сомневаться в способности очищения единовластной структуры. Полномочия-то он сложил, а членом как был, так и остался.

Сергей Шкаев

Другие материалы автора рубрики «Историческая параллель» читайте в разделе «Колумнистика» (2-я колонка сайта)